Проблемой развития речевого творчества в ХХ веке занимались различные исследователи как в нашей стране (Л.Н. Толстой, К.И. Чуковский, Н. А. Рыбников, А. Н. Гвоздев, Т. Н. Ушакова, А.М. Шахнарович, О.С. Ушакова, С.Н.Цейтлин, В.И. Логинова, А.М. Бородич и другие), так и за рубежом (Ч. Болдуин, К и В Штерны, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Ф. де Сосюр, Г. Пауль.и другие). В современной педагогической науке проблема речевого творчества рассматривалась в трудах Алабужевой С.В., Дугаржаповой Е.Д., Красновой В.А., Таниной Н.В, М.В. Фадеевой. Исследователь Е.Д. Дугаржапова считает, что речевое творчество детей дошкольного возраста – это процесс, в основе которого лежит поисковая речевая деятельность детей, ведомая взрослым и направленная на решение необычных речевых задач [2,с.56]. В ходе теоретического анализа проблемы речевого творчества в современной науке, нами выделены три основных вида речевого творчества современных дошкольников: конструирование новых слов; сочинительство; сочинение по картинам, игрушкам и другим предметам. Мы в своём исследовании остановимся на изучении конструирования детьми старшего дошкольного возраста новых слов в условиях ДОУ. Конструирование новых слов – вид речевого творчества детей дошкольного возраста, заключающийся в придумывании новых слов, ранее не существующих в русском языке. Экспериментальное исследование проводилось в условиях МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №84», г. Елец Липецкой области в течение трёх месяцев с октября 2015 года по январь 2016 года. В эксперименте приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста. В ходе эксперимента выявлено, что из 20 детей старшего дошкольного возраста активно конструировали новые слова 14 детей, что составляет 70% от всего контингента испытуемых. Проявление речевого творчества отмечено в следующих видах деятельности: непосредственно образовательная деятельность (40%), игровая деятельность (35%), свободное общение со сверстниками и педагогом (40%). Мы хотим привести наиболее яркие примеры проявления речевого творчества современными детьми старшего дошкольного в условиях ДОУ: Вика Х. «фотольщик» - фотограф; Кристина С. «пилотчик» - лётчик; Кира П. «печитель» - пекарь; Юра С. «вещемойка» - стиральная машина, «захолодился» - замёрз; Миша Г. «космоватая» - лохматая.Таким образом, анализ результатов эксперимента показал, что большая часть детей старшего дошкольного возраста в своей речи конструируют новые слова, особенно проявление речевого творчества у детей данной группы, происходит в непосредственно образовательной деятельности и в общении со сверстниками и педагогом.
Список литературы:
1. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. – М.: Просвещение, 1990. – 87 с.
2. Дугаржапова, Е.Д. Развитие речевого творчества детей-бурят в дошкольных учреждениях/Е.Д. Дугаржапова//Диссертация.- Улан-Удэ.,2000г.
3. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников,– М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. – 256 с.