Особенности проявления речевого творчества современными старшими дошкольниками в условиях доу




Пилипенко Олеся Павловна *
Белова Марина Владимировна**

учитель-логопед*
МБДОУ «Детский сад №71», Елецкий государственный университет имени ИА. Бунина, г. Елец
воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №84», Россия, г. Елец


Аннотация: В статье представлены результаты экспериментального исследования по изучению проявления речевого творчества старшими дошкольниками. Ключевые слова: речевое творчество, современные старшие дошкольники, конструирование новых слов.

Ключевые слова: 




Библиографическое описание: Пилипенко О.П., Белова М.В. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА СОВРЕМЕННЫМИ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ В УСЛОВИЯХ ДОУ [Текст] //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 9-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 24 января 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – C.61-62


Проблемой развития речевого творчества в ХХ веке занимались различные исследователи как в нашей стране (Л.Н. Толстой, К.И. Чуковский, Н. А. Рыбников, А. Н. Гвоздев, Т. Н. Ушакова, А.М. Шахнарович, О.С. Ушакова, С.Н.Цейтлин, В.И. Логинова, А.М. Бородич и другие), так и за рубежом (Ч. Болдуин, К и В Штерны, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Ф. де Сосюр, Г. Пауль.и другие). В современной педагогической науке проблема речевого творчества рассматривалась в трудах Алабужевой С.В., Дугаржаповой Е.Д., Красновой В.А., Таниной Н.В, М.В. Фадеевой. Исследователь Е.Д. Дугаржапова считает, что речевое творчество детей дошкольного возраста – это процесс, в основе которого лежит поисковая речевая деятельность детей, ведомая взрослым и направленная на решение необычных речевых задач [2,с.56]. В ходе теоретического анализа проблемы речевого творчества в современной науке, нами выделены три основных вида речевого творчества современных дошкольников: конструирование новых слов; сочинительство; сочинение по картинам, игрушкам и другим предметам. Мы в своём исследовании остановимся на изучении конструирования детьми старшего дошкольного возраста новых слов в условиях ДОУ. Конструирование новых слов – вид речевого творчества детей дошкольного возраста, заключающийся в придумывании новых слов, ранее не существующих в русском языке. Экспериментальное исследование проводилось в условиях МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №84», г. Елец Липецкой области в течение трёх месяцев с октября 2015 года по январь 2016 года. В эксперименте приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста. В ходе эксперимента выявлено, что из 20 детей старшего дошкольного возраста активно конструировали новые слова 14 детей, что составляет 70% от всего контингента испытуемых. Проявление речевого творчества отмечено в следующих видах деятельности: непосредственно образовательная деятельность (40%), игровая деятельность (35%), свободное общение со сверстниками и педагогом (40%). Мы хотим привести наиболее яркие примеры проявления речевого творчества современными детьми старшего дошкольного в условиях ДОУ: Вика Х. «фотольщик» - фотограф; Кристина С. «пилотчик» - лётчик; Кира П. «печитель» - пекарь; Юра С. «вещемойка» - стиральная машина, «захолодился» - замёрз; Миша Г. «космоватая» - лохматая.Таким образом, анализ результатов эксперимента показал, что большая часть детей старшего дошкольного возраста в своей речи конструируют новые слова, особенно проявление речевого творчества у детей данной группы, происходит в непосредственно образовательной деятельности и в общении со сверстниками и педагогом.

 

Список литературы:

1.  Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. – М.: Просвещение, 1990. – 87 с.

2.  Дугаржапова, Е.Д. Развитие речевого творчества детей-бурят в дошкольных учреждениях/Е.Д. Дугаржапова//Диссертация.- Улан-Удэ.,2000г.

3.  Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников,– М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. – 256 с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»