Особенности психологического благополучия современных педагогов




Твердоступ Кристина Геннадьевна

доцент ГБОУ ДПО РК КРИППО г. Симферополь



Ключевые слова: 




Библиографическое описание: Твердоступ К.Г. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГОВ [Текст] // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе: сборник материалов 12-й международной научно-практической конференции., 20 ноября 2016 г.—Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 — С.26-28


Постановка проблемы. Обеспечение психологической защищенности педагога представляет собой приоритетную задачу современного образования. Особенно остро эта проблема заявила о себе в Республике Крым, где во всех образовательных учреждениях в условиях переходного периода образовательный процесс должен был быть направлен на внедрение нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), что предполагало переоценку не только профессиональных, но и базовых индивидуальных внутренних координат педагога.

Психологическое благополучие педагога понимается в исследовании как интрапсихический феномен, который определяется через систему представлений педагога о самом себе, собственной жизни, профессиональной деятельности, социальных отношениях и окружающей действительности. Поскольку ведущей фигурой в образовательном процессе является психологически благополучный педагог, обладающий, прописанными в профессиональном стандарте компетенциями, и внутриличностным ресурсом для создания творческих условий для обучения и саморазвития всех участников образовательного процесса, для построения целостного представления о его благополучии необходимо учитывать социальные и личностные характеристики, специфику отношения к себе, другим людям, окружающему миру в целом.

Результаты исследования. В исследовании особенностей психологического благополучия педагогов приняло участие 80 женщин - педагогов разной специализации в возрасте от 27 до 45 лет. Базой исследования выступил Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования. В качестве инструментария применены: методика определения доминирующего состояния Л. В. Куликова и опросник «Шкала психологического благополучия К. Рифф» (в адаптации Л. В. Жуковской и Е. Г. Трошихиной). На основе полученных диагностических данных, выяснилось, что у 30% педагогов – высокий уровень психологического благополучия, средний уровень – у 50%. Группу риска с низкими показателями психологического благополучия составили 20% педагогов. Педагогов с выраженным психологическим благополучием характеризуют склонность к саморазвитию и самосовершенствованию, независимость, эмпатийность, позитивное самоотношение, креативность, социальная активность. Оказалось, что для педагогов со средним уровнем психологического благополучия не актуальны трудности в сфере целеполагания, самоактуализации и обретения смысла жизни, однако имеют место некоторые проблемы в установлении социальных и личных взаимоотношений. Они более ориентированы на оценки и мнение окружающих, чем педагоги с выраженным психологическим благополучием. Педагоги с недостаточным уровнем психологического благополучия отличаются ощущением личностного и творческого застоя, равнодушием, отсутствием удовлетворенности и заинтересованности собственной жизнью и качеством взаимоотношений с окружающими людьми.

На основании корреляционного анализа (коэффициент корреляции Спирмена) показателей методики Л. В. Куликова и К. Рифф, определено существование взаимосвязей между степенью психологического благополучия педагогов и таких доминирующих состояний, как отношение к жизненной ситуации (r=0,54), позитивный Я-образ (r=0,66), удовлетворенность жизнью (r=0,59). В группах педагогов с высоким и средним уровнем психологического благополучия выражена активная личностная позиция, адекватная самооценка, целеустремленность, оптимистичность, высокий жизненный тонус, ощущение собственной успешности и гармоничности. Характерным отличием группы педагогов со средним уровнем благополучия от двух других групп является присутствие корреляции с ожиданиями одобрения со стороны окружающих (r=0,65), что позволяет описать их как чрезмерно ориентированных на внешний контроль и на значимый круг общения.

На основании полученных корреляций заключено, что высокий и средний уровень психологического благополучия сопровождается активной и позитивной позицией по отношению к разным жизненным ситуациям и другим людям, отсутствием тревоги, готовностью брать ответственность за собственную жизнь, ощущением самореализации и развития, адекватной самооценкой и рефлексивностью.

В группе риска были обнаружены корреляции с положительным знаком между недостаточным уровнем психологического благополучия педагогов и показателями отношения к жизненной ситуации (r=0,55), жизненного тонуса (r=0,51), тревоги (r=0,58) и собственным Я – образом (r=0,60). Что позволяет сделать вывод относительно пассивной личностной позиции, преобладания ощущения беспокойства, бессилия и безысходности, недостаточно развитого самопонимания и самопринятия.

В результате исследования были выявлены взаимосвязи психологического благополучия с параметрами конкретных доминирующих состояний, характеризующих полюс личностного функционирования: психологическое благополучие современного педагога базируется на позитивном Я-образе и выраженном принятии окружающей действительности.

В рамках статьи не представляется возможным описать всю полноту взаимосвязей и глубины феномена психологического благополучия, однако были установлены взаимосвязи психологического благополучия и доминирующих состояний, что раскрывает направление для дальнейших исканий, разработки рекомендаций по осуществлению психологического сопровождения педагогов в переходный период с целью сохранения их психологического благополучия, посредством коррекции Я-образа, формирования адекватной позитивной самооценки, понижения тревожности.

Выводы:

1.Профессия педагога связана с интенсивностью межличностных коммуникаций, высокой эмоциональной вовлеченностью, что представляет собой фактор риска развития эмоционального выгорания, деструктивно воздействующего на его психологическое благополучие.

2. По результатам корреляционного анализа выяснилось, что качество взаимосвязи между компонентами, входящими в структуру психологического благополучия, меняется, в зависимости от его уровня: чем менее позитивными оценками собственного «Я» и большей реактивной тревогой обладает педагог, тем меньший уровень психологического благополучия у него обнаруживается.

 

Список литературы:

1. Заусенко, И. В. Личностные детерминанты психологического благополучия педагога: автореф. дис.… канд. психол. наук.: 19.00.07/ Ирина Викторовна Заусенко; Екатеринбург, 2012. – 128 с.

2. Куликов, Л. В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств. Описание методик, инструкции по применению/Л. В. Куликов. — СПб.: СПГУ. – 2003. – 512 с.

3. Панова, Н. В. Роль психологического благополучия педагога на жизненном пути/ Н. В. Панова// Вестник Пермского университета.– 2011. – Выпуск 3 (7) – С. 99-105.

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»