Мышление является высшим интеллектуальным когнитивным процессом. Оно дает возможность познавать такие предметы и явления, которые не могут быть непосредственно восприняты органами чувств. Характерной особенностью мышления, в отличие от других когнитивных процессов, является то, что оно отражает обобщенно и опосредствовано все, что происходит в окружающем мире и в самом человеке.
У детей старшего дошкольного возраста с синдромом РДА психическая деятельность имеет свои особенности.
Аутизм является психическим расстройством, которое охарактеризовывается выраженным дефицитом навыков общения и таких сторон развития, как личностные, речевые, социальные и др. Для аутизма характерными чертами являются такие, как склонность к самоизоляции, отгороженность от окружающего и реального мира, потеря связи с окружающим. Интересы и действия присутствуют лишь повторяющиеся или стереотипные, и они направлены в основном на неодушевлённые предметы. Попытки активного вмешательства взрослых в жизнь ребенка, нарушения сложившегося стереотипа жизни обычно заканчиваются драматически - фиксируется негативизм ребенка, нарастают страхи, увеличиваются частота и интенсивность агрессивных и самоагрессивных реакций, усиливаются и совершенствуются стереотипные способы аутостимуляции, закрывающие его от окружающего мира [1].
У детей с синдромом РДА в старшем дошкольном возрасте процессы мышления ещё не успевают полностью сформироваться. Именно поэтому так важна своевременная диагностика и коррекционная работа по развитию мышления для таких детей.
Большинство исследователей сходится на том, что многим аутичным детям практически доступны такие мыслительные операции, как классификация, обобщение, понимание причинно-следственных связей и пр. Основная трудность состоит в активном использовании имеющихся знаний и навыков в обыденной жизни, ситуациях непосредственного общения с другими людьми, то есть в переносе и адаптации к любой новой ситуации. Существенное влияние на формирование мыслительных операций у детей с аутизмом оказывают особенности их восприятия и внимания, проявляющиеся в чрезмерной концентрации отдельных аффективно значимых признаков, не имеющих социального значения [2].
Целью нашего исследования является выявление особенностей мышления детей старшего дошкольного возраста с аутизмом. Исследование проводилось на базе специализированного дошкольного образовательного учреждения № 1 г. Тулы. Выборку составили дети старшей подготовительной группы – дети с синдром РДА. Результаты исследований особенностей мышления у детей с синдром РДА показали, что у 4 из 10 испытуемых средний уровень интеллектуальной недостаточности по методике Векслера, остальные имеют достаточно высокий уровень развития. Низкие результаты наблюдались при выполнении таких тестовых заданий, в которых требовалось установить последовательность событий и пространственные отношения.
Коррекционная программа по развитию мышления старших дошкольников с синдром РДА проводилась в соответствии с возможностями каждого ребенка и проводилась в индивидуальной форме, что по завершению дало положительный результат.
Список литературы: