Введение. Существенным резервом повышения эффективности соревновательной деятельности являются личностные ресурсы самих спортсменов. Жизнестойкость и саморегуляция рассматриваются современными авторами в качестве базовых личностных характеристик человека, обеспечивающих стрессоустойчивость в экстремальных ситуациях деятельности, а также высокий самоконтроль в условиях неопределенности [1].
В тоже время исследований связанных с изучением развития данных качеств у спортсменов разного уровня мастерства в рассмотренной нами литературе не достаточно. Исследований личностных характеристик спортсменов республики Казахстан не проводилось.
Это и определило выбор и актуальность проведения нашего исследования.
В исследовании приняли участие 10 спортсменов – профессионалов (мсмк, мс) занимающихся экстремальными видами спорта (сборная Республики Казахстан по зимнему двоеборью: бег на лыжах и прыжки с трамплина), 20 студентов – спортсменов спортивного факультета КазНУ (кмс).
Согласно гипотезе исследования жизнестойкость и произвольная саморегуляция выступают психологическими детерминантами успешности соревновательной деятельности спортсменов. У спортсменов более высокого уровня спортивного мастерства, занимающихся экстремальными видами спорта, в силу особенностей спортивной деятельности, данные характеристики должны быть более выражены.
Методы. Для изучения особенностей уровня развития саморегуляции студентов-спортсменов использовался опросник В.И. Моросановой «ССПМ». Данная методика включает показатели планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, а также показатели развития регуляторно-личностных свойств - гибкости и самостоятельности, которые влияют на уровень субъектной активности и самоорганизации [7].
Для изучения жизнестойкости использовался тест С.Мадди, которой позволяет определить общий уровень жизнестойкости по следующим шкалам («вовлеченность», «контроль», «принятие риска») [5].
Для статистической обработки и анализа полученных эмпирических данных использовались методы математической статистики, сравнительный анализ средних показателей с помощью программы SPSS.
Результаты. В ходе проведенного исследования нами было достоверно выявлено, что спортсмены - профессионалы, имеют завышенные значения по уровню жизнестойкости (> 90) и максимальные по всем шкалам: «вовлеченность», «принятие риска» и «контроль», в то время как студенты - спортсмены оптимальные показатели (около 80), см. табл.1., 2
Таблица 1
Средние показатели уровня жизнестойкости по шкалам спортсменов - профессионалов
Жизнестойкость |
Контроль |
Принятие риска |
вовлеченность |
98,0 |
36,71 |
19,28 |
42,0 |
Таблица 2
Средние показатели уровня жизнестойкости по шкалам спортсменов различного класса
Жизнестойкость |
Контроль |
Принятие риска |
вовлеченность |
81,69 |
29,38 |
16,15 |
36,15 |
Уровень жизнестойкости спортсменов профессионалов выше за счет высокого уровня вовлеченности в свою деятельность и способности контролировать происходящее и при этом идти на разумный риск. Завышенный уровень жизнестойкости говорит о том, что под влиянием стресс - факторов спортсмены – профессионалы чувствуют себя более уверенны, менее подвержены негативному слиянию стресс – факторов.
Полученные результаты позволяют заключить, что жизнестойкость можно рассматривать как личностный ресурс спортсмена, позволяющий достигать им более высокого уровня мастерства и успешно справляться со стрессом на соревнованиях.
При сравнении развития уровня произвольной саморегуляции в зависимости от уровня спортивного мастерства нами были выявлены так же различия (см. рис.1).
Средние показатели саморегуляции по шкалам (1гр. – студенты – спортсмены различного уровня мастерства, 2- спортсмены – профессионалы
Рис. 1.
Нами выявлено, что общий уровень саморегуляции выше у спортсменов – профессионалов, показатель - 32,43, в то время как у студентов-спортсменовэтот показатель равен - 29.38. Тем не менее, стоит отметить, что минимум у первых и вторых равен 20, а максимум у второй группы выше чем у первой. При таких показателях стоит обратить внимание на различия в развитости отдельных шкал.
Наиболее существенное различие выявлено по таким шкалам как «планирование деятельности» (7,14 и 5,69), «оценка результатов» (6,14 и 4,69) и «гибкость» (7.8 и 6.8).
Это указывает на то, что у спортсменов-профессионалов выше сформированность потребности в осознанном планировании деятельности, планы в этом случае реалистичны, детализированы, иерархичны и устойчивы, они склонны продумывать способы своих действий для достижения намеченных целей, корректировать их в зависимости от соревновательных и тренировочных результатов, при возникновении непредвиденных обстоятельств подстраиваться под изменение планов и программ действий и поведения.
У спортсменов-профессионалов выше развитость и адекватность оценки себя, способность к анализу причин рассогласования полученных результатов с намеченной целью.
В то же время, по шкале «Самостоятельность» как видно из таблицы показатели выше у студентов-спортсменов (6.6.9), в то время как у спортсменов профессионалов (5.86). Показатель самостоятельности характеризует развитость регуляторной автономности.
Возможно это связано с тем, что спортсмены-профессионалы находятся в условиях более высоких требований со стороны тренера, их жизнь строго регламентирована.
Наши результаты согласуются с данными Сетяева Н.Н. и Фурсова А.В, которые на большой выборке спортсменов-пловцов выявили недостаточное развитие у них навыков саморегуляции [ 8 ].
Таким образом, можно сделать вывод, что спортсменов - профессионалов отличает более высокий уровень жизнестойкости и уровень саморегуляции, прежде всего благодаря развитию таких качеств как планирование, оценка результатов и гибкость. Спортсменов, занимающихся экстремальными видами спорта отличает завышенный уровень жизнестойкости, что свидетельствует о том, что данное качество развивается под влиянием тренировок. Спортсмены – экстремальных видов спорта готовы активно действо вать в условиях риска и уверенны в возможности влиять на ситуацию. Стрессовая ситуация вызывает у них меньше тревоги. Они нацелены на то, что могут влиять на ситуацию и чаще воспринимают неудачу как стимул, для активных действий для её изменения.
В то же время, высокий уровень требований, предъявляемый спортсменам и зависимость от мнения тренера не обеспечивает развитие у них самостоятельности, на что требуется обратить особое внимание во время подготовки спортсменов к важным соревнованиям.
Список литературы: