+7 989 669 15 15



ОТРАЖЕНИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРА ЮНОГО ГЕРОЯ В АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ ПОВЕСТЯХ БАШКИРСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ




Булякова Гадиля Мударисовна*,Шахмухаметова Разиля Идрисовна**

профессор*,старший преподаватель**, Сибайский институт (филиала), ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Сибай

Писатели, детство которых прошло в военное лихолетье, в своих произведениях рассказывают о том, как за победу боролись не только взрослые, но и дети. В статье рассматривается процесс становления и развития характера героев подростков на примере автобиографических повестей башкирских писателей.

Ключевые слова: Ключевые слова: детская литература,автобиографическая повесть,деревенские дети,дети войны,герой,характер,духовный рост




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


В башкирской детской литературе в произведениях автобиографического характера особое место занимает юный герой, характер которого складывается в суровые годы Великой Отечественной войны. Как правило, детство и отрочество авторов этих произведений совпали с суровыми годами военных лет. В автобиографических повестях «на тему Великой Отечественной войны большинство произведений в основном посвящены показу жизни тыла. Это естественно, так как Башкирия была далека от прифронтовой полосы. Башкирские писатели в своих произведениях отражают самоотверженный труд детей и подростков во имя победы в глубоком тылу» [2]. Конечно, герои этих произведений непосредственно не встречались на фронте с фашистами, но все тяготы жизни в тылу они перенесли на своих плечах наряду со взрослыми.

Таковы повести башкирских писателей о военном лихолетье "Мальчики из Нугуша" Г. Давлетова, "Ждите меня, тополя!" Р. Ханнанова, "Куцее детство" М. Абсалямова, "Долгие-долгие годы" Х. Тулякаева, "Мальчики в шинелях" А. Хаматдиновой и др.

Г. Давлетов в своей повести "Мальчики из Нугуша" основное внимание концентрирует на трудностях военного времени. В то же время писатель не оставляет в стороне и юных героев, которые преодолевали эти бесконечные трудности. Героям произведения - Муталипу, Гильману, Гали, заменившим ушедших на фронт отцов и оставшимся основной рабочей силой, опорой колхо­за, всего по 12-13 лет. Но каждый из них в своей пока еще короткой жизни успел увидеть и пережить утраты и горе: на войне погиб отец Муталипа, а Гали вообще остался круглым сиротой. В их юных сердцах кипит месть за павших на войне отцов, и работают они на полях колхоза до последних сил.

Глубокое впечатление производит повесть еще и потому, что в ней очень тонко, тщательно, до каждой мельчайшей подробности анализируются процессы нелегкого сельскохозяйственного труда. Где только не трудятся худощавый Муталип, который "будто состоит из одних костей", и двенадцатилетний Гали. И автор каждую из детских работ описывает как сознательный труд на благо Родины, как их лепту в дело победы над врагом.

Повесть "Долгие-долгие годы" Х. Тулякаева тоже основана на личных переживаниях автора, в ней также много биографических моментов. В произведении ощутимы собственное отношение, личный взгляд автора к изображаемым событиям. Это придает произведению достоверность, убедительность.

Х. Тулякаев глубоко отражает те невзгоды военного лихолетья, которые заставили подростков преждевременно взрослеть, ускорили пробуждение и становление в них патриотических чувств. Герои произведения - четвероклассники Миннулла и Володя - помогают взрослым: возят на завод колхозное молоко. А при необходимости таскают сорокакилограммовые фляги на своих плечах. В то же время подростки сами учатся многому, возмужают. Это отмечает в разговоре с ними и директор школы: "Вы выросли большими, говорил я вам. Однако при этом не подразумевал вашего развития в рост. Бесспорно, вы подтянулись и в росте. Но те слова я произносил в смысле вашего умственного развития. За умение брать на свои плечи те посильные трудности, которые переживала страна. За стремление облегчить тяжести старших произносил я те слова. За все это спасибо вам, ребята!"

Как видно, "духовный и физический рост юных героев писатель тесно связывает с трудовой деятельностью. Так писатели отражают самоотверженный труд детей и подростков во имя победы" [1,с.12].

Почти всем произведениям на тему Великой Отечественной войны характерно наличие сопоставления условий мирной жизни и военных лет. Одно из весьма выразительных произведений такого ряда - повесть "Куцее детство" М. Абсалямова.

Начало и финал произведения одинаковы: герой совершает путешествие по своему родному краю. Хотя место действия в конце данной повести не меняется, сильно изменяется сам герой: если в начале произведения, во время первого путешествия, которое было совершено еще до войны, ему было всего десять лет, то в конце он предстает четырнадцатилетним подростком, у которого за плечами уже долгие четыре года войны, тяготы нескончаемых военных дней. Прием сопоставления мирной жизни и военных лет помог автору глубже раскрыть процесс становления характера юного героя.

Во всех этих произведениях речь идет о судьбах деревенских детей военных лет. В них рассказывается, в сущности, о событиях, увиденных и пережитых самими авторами, и изображаются суровые, но полные героизма жизненные картины того времени.

 

Список литературы:

  1. Булякова, Г.М. Проблема героя в современной башкирской прозе для детей: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Г.М. Булякова. – Уфа, 1990. – 17 с.
  2.   Булякова, Г.М., Латыпова, Р.М. Тема военного детства в повести Ф. Исянгулова "Дубы на опушке"/ Г.М. Булякова, Р.М. Латыпова. // Перспективы науки. – 2014. – № 5 (56).


 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-415
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 декабря 2017 г
P-116
Направления: педагогика,психология,культурология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.
E-415
Направления: экономика,социология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.