В башкирской детской литературе в произведениях автобиографического характера особое место занимает юный герой, характер которого складывается в суровые годы Великой Отечественной войны. Как правило, детство и отрочество авторов этих произведений совпали с суровыми годами военных лет. В автобиографических повестях «на тему Великой Отечественной войны большинство произведений в основном посвящены показу жизни тыла. Это естественно, так как Башкирия была далека от прифронтовой полосы. Башкирские писатели в своих произведениях отражают самоотверженный труд детей и подростков во имя победы в глубоком тылу» [2]. Конечно, герои этих произведений непосредственно не встречались на фронте с фашистами, но все тяготы жизни в тылу они перенесли на своих плечах наряду со взрослыми.
Таковы повести башкирских писателей о военном лихолетье "Мальчики из Нугуша" Г. Давлетова, "Ждите меня, тополя!" Р. Ханнанова, "Куцее детство" М. Абсалямова, "Долгие-долгие годы" Х. Тулякаева, "Мальчики в шинелях" А. Хаматдиновой и др.
Г. Давлетов в своей повести "Мальчики из Нугуша" основное внимание концентрирует на трудностях военного времени. В то же время писатель не оставляет в стороне и юных героев, которые преодолевали эти бесконечные трудности. Героям произведения - Муталипу, Гильману, Гали, заменившим ушедших на фронт отцов и оставшимся основной рабочей силой, опорой колхоза, всего по 12-13 лет. Но каждый из них в своей пока еще короткой жизни успел увидеть и пережить утраты и горе: на войне погиб отец Муталипа, а Гали вообще остался круглым сиротой. В их юных сердцах кипит месть за павших на войне отцов, и работают они на полях колхоза до последних сил.
Глубокое впечатление производит повесть еще и потому, что в ней очень тонко, тщательно, до каждой мельчайшей подробности анализируются процессы нелегкого сельскохозяйственного труда. Где только не трудятся худощавый Муталип, который "будто состоит из одних костей", и двенадцатилетний Гали. И автор каждую из детских работ описывает как сознательный труд на благо Родины, как их лепту в дело победы над врагом.
Повесть "Долгие-долгие годы" Х. Тулякаева тоже основана на личных переживаниях автора, в ней также много биографических моментов. В произведении ощутимы собственное отношение, личный взгляд автора к изображаемым событиям. Это придает произведению достоверность, убедительность.
Х. Тулякаев глубоко отражает те невзгоды военного лихолетья, которые заставили подростков преждевременно взрослеть, ускорили пробуждение и становление в них патриотических чувств. Герои произведения - четвероклассники Миннулла и Володя - помогают взрослым: возят на завод колхозное молоко. А при необходимости таскают сорокакилограммовые фляги на своих плечах. В то же время подростки сами учатся многому, возмужают. Это отмечает в разговоре с ними и директор школы: "Вы выросли большими, говорил я вам. Однако при этом не подразумевал вашего развития в рост. Бесспорно, вы подтянулись и в росте. Но те слова я произносил в смысле вашего умственного развития. За умение брать на свои плечи те посильные трудности, которые переживала страна. За стремление облегчить тяжести старших произносил я те слова. За все это спасибо вам, ребята!"
Как видно, "духовный и физический рост юных героев писатель тесно связывает с трудовой деятельностью. Так писатели отражают самоотверженный труд детей и подростков во имя победы" [1,с.12].
Почти всем произведениям на тему Великой Отечественной войны характерно наличие сопоставления условий мирной жизни и военных лет. Одно из весьма выразительных произведений такого ряда - повесть "Куцее детство" М. Абсалямова.
Начало и финал произведения одинаковы: герой совершает путешествие по своему родному краю. Хотя место действия в конце данной повести не меняется, сильно изменяется сам герой: если в начале произведения, во время первого путешествия, которое было совершено еще до войны, ему было всего десять лет, то в конце он предстает четырнадцатилетним подростком, у которого за плечами уже долгие четыре года войны, тяготы нескончаемых военных дней. Прием сопоставления мирной жизни и военных лет помог автору глубже раскрыть процесс становления характера юного героя.
Во всех этих произведениях речь идет о судьбах деревенских детей военных лет. В них рассказывается, в сущности, о событиях, увиденных и пережитых самими авторами, и изображаются суровые, но полные героизма жизненные картины того времени.
Список литературы: