+7 989 669 15 15



Патриотического воспитания кадет на примере изучения воинских ритуалов (на примере Оренбургского президентского кадетского училища)




Хуснутдинов Марсель Радикович

воспитатель
ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище», Россия, г. Оренбург


Аннотация: Данная статья посвящена одной из актуальных проблем современного образования и воспитания в закрытых учреждения кадетского типа, а именно проблеме патриотического воспитания кадет. В статье говорится о современной системе кадетского образования, которая представляет собой разумное сочетание общеобразовательного стандарта с профессионально ориентирующими предметами военного цикла и специально организованной воспитательной работой обеспечивающих профессиональную ориентацию подростков на военную и/или гражданскую службу и подготовку к жизни.

Ключевые слова: кадетское воспитание, патриотическое воспитание воинские ритуалы.




Библиографическое описание: Хуснутдинов М.Р. ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАДЕТ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ВОИНСКИХ РИТУАЛОВ (НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОГО ПРЕЗИДЕНТСКОГО КАДЕТСКОГО УЧИЛИЩА [Текст] // Научный поиск в современном мире: сборник материалов 11-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 31 января 2016 г.) - Махачкала: Издательство “Апробация", 2016 – С.7-9


В условиях современных процессов преобразований в России, изменений ее социальной и политической жизни остро ощущается необходимость укрепления государственности и обороноспособности страны. Успех реформирования Вооружённых Сил во многом зависит от воспитания в подрастающем поколении гражданственности и патриотизма, привитие нравственных качеств и ценностных ориентаций российского общества.

В последнее время все большую актуальность в системе подготовки военных кадров в России приобретает кадетское образование (особенно его национальная суворовская военная школа) – самая успешная и признанная система образования и патриотического воспитания на протяжении трех столетий российской истории, в основе которого всегда лежали понятия «Отчество», «Отчизна», «Родина», «Честь», «Достоинство», «Долг» и др.

Традиции кадетского воспитания строго согласованны с общими началами российского государственного устройства. Система формирования личности обучающихся в кадетском училище нацелена на «подготовку к служению Отечеству на государственном и, в первую очередь, военном поприще, посредством сообщения каждому воспитаннику тех верных понятий и стремлений, которые служат прочною основою чувству верноподданнического долга, сознательного повиновения власти и закону, всех личных, семейных и общественных добродетелей, и осуществляемое специально подготовленными офицерам и воспитателями и начальниками в условиях интерната с военным укладом жизнедеятельности и раздельного обучения» [1].

Современная система кадетского образования представляет собой разумное сочетание общеобразовательного стандарта с профессионально ориентирующими предметами военного цикла и специально организованной воспитательной работой обеспечивающих профессиональную ориентацию подростков на военную и/или гражданскую службу и подготовку к жизни в специфических условиях военного училища.

Кадетское воспитание – это воспитание, получаемое обучающимися учреждений кадетского образования в процессе обучения, основанное на исторических традициях и принципах кадетского воспитания, кадетской этике служения Отечеству [2].

Воспитание патриотических чувств кадет направлено на повышение статуса данного вида высших чувств в иерархической системе эмоциональной сферы личности.

Таки образом, патриотическое воспитание призвано:

- формировать ценностную и патриотическую национальную самоидентификацию своих воспитанников;

- давать своим воспитанникам государственническую патриотическую социализацию;

- вырабатывает устойчивую нравственную позицию и способность различения добра и зла;

- ориентировать участников образовательного процесса на необходимость совершения нравственных выборов в их жизни, на работу и службу на благо своих сограждан и своего Отечества;

- вырабатывать навыки жизни в коллективе и обществе, а также уважение к людям, труду, культуре и знаниям.

О сформированности патриотических чувств обучающихся учреждений кадетского образования можно судить ко следующим показателям:

- уровне освоения и усвоения кадетами социальных ролей патриота, гражданина своей страны, защитника Отечества;

- степени принятия патриотических ценностей (устойчивость и глубина ассоциативных связей индивидуального и социокультурных контекстов);

- уровне адекватности субъективного восприятия кадетами ситуаций объективно имеющих свое патриотическое значение.

История кадетского образования доказала эффективность воспитательных воздействий на эмоционально-чувственную сферу личности, воспитание патриотических чувств у молодежи, желания служить Отечеству как на военном, так и на гражданском поприще через привнесение в жизнь их жизнь государственной символики, элементов военно-исторических традиций, использование символов, ритуалов, атрибутов российского воинства, обращение к православным традициям.

В Оренбургском президентском кадетском училище особое место в системе патриотического воспитания отводится соблюдению воинских ритуалов. Все торжественные мероприятия сопровождаются выносом Государственного флага Российской Федерации, Флага Министерства обороны Российской Федерации, Флага Оренбургского президентского кадетского училища. Знаменная группа училища участвует в Парадах Победы 9 мая, показательных выступлениях на конкурсах строя и песни, празднованиях годовщин памятных дней воинской славы и др. Состоять в Знаменной группе училища могут только лучшие кадеты из числа старшеклассников, имеющие выдающиеся успехи как в учебе и спорте, так и по строевой подготовке.

Строевая подготовка кадет Оренбургского президентского кадетского училища начинается с 5-х классов, предусматривающая регулярное (2 раза в неделю) проведение учебных и практических занятий по строевому шагу, технике движения в строю, повороты на месте и в движении, выполнения воинского приветствия и др. Целью строевой подготовки, является оказание влияния на все стороны жизни и деятельности обучающихся: она закаляет волю кадет, способствует со¬блюдению воинского порядка и укреплению служебной дисциплины, совершенствует умение владеть своим телом, развивает наблюдательность, чувство коллективизма и исполнительность.

Без правильно поставленного строевого обучения трудно добиться четких действий кадетов в различных условиях.

Основой подготовки личного состава подразделения к совместным действиям был, есть и остается строй. Он вырабатывает у кадетов способность быстро, точно и единодушно исполнять волю командира. Строевая подготовка основана на глубоком понимании обучаемыми необходимости четких, быстрых и сноровистых действий при выполнении приемов в составе подразделения.

Задачами строевой подготовки, являются:

- приобретение строевой выучки;

- дисциплинированность кадетов;

- выработка у курсантов быстроты и четкости действий;

- приобретение навыков, которые необходимы на занятиях по тактической, огневой, специальной подготовке и по другим предметам обучения.

С участниками Знаменной группы проводятся дополнительные занятия по Программе подготовки Знаменной группы Оренбургского президентского училища, которая имеет ряд отличительных особенностей:

1.  Система воспитания основана на традициях русской армии и, в первую очередь, на традициях взаимоотношений равных и старших, и младших, уважения и подчинения, выражения собственного мнения и учета мнений товарищей.

2.  Привитие с раннего возраста чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям при развитии и возвышении чувства собственного достоинства. С раннего возраста воспитанники привыкают к четкой организации своей деятельности.

3.  Использование ритуалов общения, принятые в военной среде;

4.  Наличие специализированного кабинета профессиональной военной подготовки;

5.  Наличие школьного тира, музея;

6.  Реализация дополнительных образовательных программ, имеющих целью военную подготовку;

7.  Проведение практических полевых занятий для кадет 7 – 11 классов (по окончанию учебного года).

Исходя из сказанного выше, можно сделать следующие выводы.

1. Традиционные мероприятия Оренбургского президентского кадетского училища обеспечивают возможность комплексного использования символики в процессе воспитания кадет.

2. Приобщение к государственной символике, символам Вооруженных Сил РФ.

3. Подготовка к мероприятиям, использованием воинских ритуалов создают традиционность, способствуют преемственности поколений кадет Оренбургского президентского кадетского училища.

 

Список литературы:

1. Владимиров А. Место, роль и значение кадетского, суворовского, нахимовского образования. Исторический аспект/ - М.: Мысль, 1995. – 364 с.

2.  http://www.kadet.ru/lichno/vlad_v/VRNS_26052010.htm. – [Дата обращения 16.12.2015]

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-415
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 декабря 2017 г
P-116
Направления: педагогика,психология,культурология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.
E-415
Направления: экономика,социология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.