Патриотического воспитания кадет на примере изучения воинских ритуалов (на примере Оренбургского президентского кадетского училища)




Хуснутдинов Марсель Радикович

воспитатель
ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище», Россия, г. Оренбург


Аннотация: Данная статья посвящена одной из актуальных проблем современного образования и воспитания в закрытых учреждения кадетского типа, а именно проблеме патриотического воспитания кадет. В статье говорится о современной системе кадетского образования, которая представляет собой разумное сочетание общеобразовательного стандарта с профессионально ориентирующими предметами военного цикла и специально организованной воспитательной работой обеспечивающих профессиональную ориентацию подростков на военную и/или гражданскую службу и подготовку к жизни.

Ключевые слова: кадетское воспитание, патриотическое воспитание воинские ритуалы.




Библиографическое описание: Хуснутдинов М.Р. ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАДЕТ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ВОИНСКИХ РИТУАЛОВ (НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОГО ПРЕЗИДЕНТСКОГО КАДЕТСКОГО УЧИЛИЩА [Текст] // Научный поиск в современном мире: сборник материалов 11-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 31 января 2016 г.) - Махачкала: Издательство “Апробация", 2016 – С.7-9


В условиях современных процессов преобразований в России, изменений ее социальной и политической жизни остро ощущается необходимость укрепления государственности и обороноспособности страны. Успех реформирования Вооружённых Сил во многом зависит от воспитания в подрастающем поколении гражданственности и патриотизма, привитие нравственных качеств и ценностных ориентаций российского общества.

В последнее время все большую актуальность в системе подготовки военных кадров в России приобретает кадетское образование (особенно его национальная суворовская военная школа) – самая успешная и признанная система образования и патриотического воспитания на протяжении трех столетий российской истории, в основе которого всегда лежали понятия «Отчество», «Отчизна», «Родина», «Честь», «Достоинство», «Долг» и др.

Традиции кадетского воспитания строго согласованны с общими началами российского государственного устройства. Система формирования личности обучающихся в кадетском училище нацелена на «подготовку к служению Отечеству на государственном и, в первую очередь, военном поприще, посредством сообщения каждому воспитаннику тех верных понятий и стремлений, которые служат прочною основою чувству верноподданнического долга, сознательного повиновения власти и закону, всех личных, семейных и общественных добродетелей, и осуществляемое специально подготовленными офицерам и воспитателями и начальниками в условиях интерната с военным укладом жизнедеятельности и раздельного обучения» [1].

Современная система кадетского образования представляет собой разумное сочетание общеобразовательного стандарта с профессионально ориентирующими предметами военного цикла и специально организованной воспитательной работой обеспечивающих профессиональную ориентацию подростков на военную и/или гражданскую службу и подготовку к жизни в специфических условиях военного училища.

Кадетское воспитание – это воспитание, получаемое обучающимися учреждений кадетского образования в процессе обучения, основанное на исторических традициях и принципах кадетского воспитания, кадетской этике служения Отечеству [2].

Воспитание патриотических чувств кадет направлено на повышение статуса данного вида высших чувств в иерархической системе эмоциональной сферы личности.

Таки образом, патриотическое воспитание призвано:

- формировать ценностную и патриотическую национальную самоидентификацию своих воспитанников;

- давать своим воспитанникам государственническую патриотическую социализацию;

- вырабатывает устойчивую нравственную позицию и способность различения добра и зла;

- ориентировать участников образовательного процесса на необходимость совершения нравственных выборов в их жизни, на работу и службу на благо своих сограждан и своего Отечества;

- вырабатывать навыки жизни в коллективе и обществе, а также уважение к людям, труду, культуре и знаниям.

О сформированности патриотических чувств обучающихся учреждений кадетского образования можно судить ко следующим показателям:

- уровне освоения и усвоения кадетами социальных ролей патриота, гражданина своей страны, защитника Отечества;

- степени принятия патриотических ценностей (устойчивость и глубина ассоциативных связей индивидуального и социокультурных контекстов);

- уровне адекватности субъективного восприятия кадетами ситуаций объективно имеющих свое патриотическое значение.

История кадетского образования доказала эффективность воспитательных воздействий на эмоционально-чувственную сферу личности, воспитание патриотических чувств у молодежи, желания служить Отечеству как на военном, так и на гражданском поприще через привнесение в жизнь их жизнь государственной символики, элементов военно-исторических традиций, использование символов, ритуалов, атрибутов российского воинства, обращение к православным традициям.

В Оренбургском президентском кадетском училище особое место в системе патриотического воспитания отводится соблюдению воинских ритуалов. Все торжественные мероприятия сопровождаются выносом Государственного флага Российской Федерации, Флага Министерства обороны Российской Федерации, Флага Оренбургского президентского кадетского училища. Знаменная группа училища участвует в Парадах Победы 9 мая, показательных выступлениях на конкурсах строя и песни, празднованиях годовщин памятных дней воинской славы и др. Состоять в Знаменной группе училища могут только лучшие кадеты из числа старшеклассников, имеющие выдающиеся успехи как в учебе и спорте, так и по строевой подготовке.

Строевая подготовка кадет Оренбургского президентского кадетского училища начинается с 5-х классов, предусматривающая регулярное (2 раза в неделю) проведение учебных и практических занятий по строевому шагу, технике движения в строю, повороты на месте и в движении, выполнения воинского приветствия и др. Целью строевой подготовки, является оказание влияния на все стороны жизни и деятельности обучающихся: она закаляет волю кадет, способствует со¬блюдению воинского порядка и укреплению служебной дисциплины, совершенствует умение владеть своим телом, развивает наблюдательность, чувство коллективизма и исполнительность.

Без правильно поставленного строевого обучения трудно добиться четких действий кадетов в различных условиях.

Основой подготовки личного состава подразделения к совместным действиям был, есть и остается строй. Он вырабатывает у кадетов способность быстро, точно и единодушно исполнять волю командира. Строевая подготовка основана на глубоком понимании обучаемыми необходимости четких, быстрых и сноровистых действий при выполнении приемов в составе подразделения.

Задачами строевой подготовки, являются:

- приобретение строевой выучки;

- дисциплинированность кадетов;

- выработка у курсантов быстроты и четкости действий;

- приобретение навыков, которые необходимы на занятиях по тактической, огневой, специальной подготовке и по другим предметам обучения.

С участниками Знаменной группы проводятся дополнительные занятия по Программе подготовки Знаменной группы Оренбургского президентского училища, которая имеет ряд отличительных особенностей:

1.  Система воспитания основана на традициях русской армии и, в первую очередь, на традициях взаимоотношений равных и старших, и младших, уважения и подчинения, выражения собственного мнения и учета мнений товарищей.

2.  Привитие с раннего возраста чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям при развитии и возвышении чувства собственного достоинства. С раннего возраста воспитанники привыкают к четкой организации своей деятельности.

3.  Использование ритуалов общения, принятые в военной среде;

4.  Наличие специализированного кабинета профессиональной военной подготовки;

5.  Наличие школьного тира, музея;

6.  Реализация дополнительных образовательных программ, имеющих целью военную подготовку;

7.  Проведение практических полевых занятий для кадет 7 – 11 классов (по окончанию учебного года).

Исходя из сказанного выше, можно сделать следующие выводы.

1. Традиционные мероприятия Оренбургского президентского кадетского училища обеспечивают возможность комплексного использования символики в процессе воспитания кадет.

2. Приобщение к государственной символике, символам Вооруженных Сил РФ.

3. Подготовка к мероприятиям, использованием воинских ритуалов создают традиционность, способствуют преемственности поколений кадет Оренбургского президентского кадетского училища.

 

Список литературы:

1. Владимиров А. Место, роль и значение кадетского, суворовского, нахимовского образования. Исторический аспект/ - М.: Мысль, 1995. – 364 с.

2.  http://www.kadet.ru/lichno/vlad_v/VRNS_26052010.htm. – [Дата обращения 16.12.2015]

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»