В условиях современных процессов преобразований в России, изменений ее социальной и политической жизни остро ощущается необходимость укрепления государственности и обороноспособности страны. Успех реформирования Вооружённых Сил во многом зависит от воспитания в подрастающем поколении гражданственности и патриотизма, привитие нравственных качеств и ценностных ориентаций российского общества.
В последнее время все большую актуальность в системе подготовки военных кадров в России приобретает кадетское образование (особенно его национальная суворовская военная школа) – самая успешная и признанная система образования и патриотического воспитания на протяжении трех столетий российской истории, в основе которого всегда лежали понятия «Отчество», «Отчизна», «Родина», «Честь», «Достоинство», «Долг» и др.
Традиции кадетского воспитания строго согласованны с общими началами российского государственного устройства. Система формирования личности обучающихся в кадетском училище нацелена на «подготовку к служению Отечеству на государственном и, в первую очередь, военном поприще, посредством сообщения каждому воспитаннику тех верных понятий и стремлений, которые служат прочною основою чувству верноподданнического долга, сознательного повиновения власти и закону, всех личных, семейных и общественных добродетелей, и осуществляемое специально подготовленными офицерам и воспитателями и начальниками в условиях интерната с военным укладом жизнедеятельности и раздельного обучения» [1].
Современная система кадетского образования представляет собой разумное сочетание общеобразовательного стандарта с профессионально ориентирующими предметами военного цикла и специально организованной воспитательной работой обеспечивающих профессиональную ориентацию подростков на военную и/или гражданскую службу и подготовку к жизни в специфических условиях военного училища.
Кадетское воспитание – это воспитание, получаемое обучающимися учреждений кадетского образования в процессе обучения, основанное на исторических традициях и принципах кадетского воспитания, кадетской этике служения Отечеству [2].
Воспитание патриотических чувств кадет направлено на повышение статуса данного вида высших чувств в иерархической системе эмоциональной сферы личности.
Таки образом, патриотическое воспитание призвано:
- формировать ценностную и патриотическую национальную самоидентификацию своих воспитанников;
- давать своим воспитанникам государственническую патриотическую социализацию;
- вырабатывает устойчивую нравственную позицию и способность различения добра и зла;
- ориентировать участников образовательного процесса на необходимость совершения нравственных выборов в их жизни, на работу и службу на благо своих сограждан и своего Отечества;
- вырабатывать навыки жизни в коллективе и обществе, а также уважение к людям, труду, культуре и знаниям.
О сформированности патриотических чувств обучающихся учреждений кадетского образования можно судить ко следующим показателям:
- уровне освоения и усвоения кадетами социальных ролей патриота, гражданина своей страны, защитника Отечества;
- степени принятия патриотических ценностей (устойчивость и глубина ассоциативных связей индивидуального и социокультурных контекстов);
- уровне адекватности субъективного восприятия кадетами ситуаций объективно имеющих свое патриотическое значение.
История кадетского образования доказала эффективность воспитательных воздействий на эмоционально-чувственную сферу личности, воспитание патриотических чувств у молодежи, желания служить Отечеству как на военном, так и на гражданском поприще через привнесение в жизнь их жизнь государственной символики, элементов военно-исторических традиций, использование символов, ритуалов, атрибутов российского воинства, обращение к православным традициям.
В Оренбургском президентском кадетском училище особое место в системе патриотического воспитания отводится соблюдению воинских ритуалов. Все торжественные мероприятия сопровождаются выносом Государственного флага Российской Федерации, Флага Министерства обороны Российской Федерации, Флага Оренбургского президентского кадетского училища. Знаменная группа училища участвует в Парадах Победы 9 мая, показательных выступлениях на конкурсах строя и песни, празднованиях годовщин памятных дней воинской славы и др. Состоять в Знаменной группе училища могут только лучшие кадеты из числа старшеклассников, имеющие выдающиеся успехи как в учебе и спорте, так и по строевой подготовке.
Строевая подготовка кадет Оренбургского президентского кадетского училища начинается с 5-х классов, предусматривающая регулярное (2 раза в неделю) проведение учебных и практических занятий по строевому шагу, технике движения в строю, повороты на месте и в движении, выполнения воинского приветствия и др. Целью строевой подготовки, является оказание влияния на все стороны жизни и деятельности обучающихся: она закаляет волю кадет, способствует со¬блюдению воинского порядка и укреплению служебной дисциплины, совершенствует умение владеть своим телом, развивает наблюдательность, чувство коллективизма и исполнительность.
Без правильно поставленного строевого обучения трудно добиться четких действий кадетов в различных условиях.
Основой подготовки личного состава подразделения к совместным действиям был, есть и остается строй. Он вырабатывает у кадетов способность быстро, точно и единодушно исполнять волю командира. Строевая подготовка основана на глубоком понимании обучаемыми необходимости четких, быстрых и сноровистых действий при выполнении приемов в составе подразделения.
Задачами строевой подготовки, являются:
- приобретение строевой выучки;
- дисциплинированность кадетов;
- выработка у курсантов быстроты и четкости действий;
- приобретение навыков, которые необходимы на занятиях по тактической, огневой, специальной подготовке и по другим предметам обучения.
С участниками Знаменной группы проводятся дополнительные занятия по Программе подготовки Знаменной группы Оренбургского президентского училища, которая имеет ряд отличительных особенностей:
1. Система воспитания основана на традициях русской армии и, в первую очередь, на традициях взаимоотношений равных и старших, и младших, уважения и подчинения, выражения собственного мнения и учета мнений товарищей.
2. Привитие с раннего возраста чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям при развитии и возвышении чувства собственного достоинства. С раннего возраста воспитанники привыкают к четкой организации своей деятельности.
3. Использование ритуалов общения, принятые в военной среде;
4. Наличие специализированного кабинета профессиональной военной подготовки;
5. Наличие школьного тира, музея;
6. Реализация дополнительных образовательных программ, имеющих целью военную подготовку;
7. Проведение практических полевых занятий для кадет 7 – 11 классов (по окончанию учебного года).
Исходя из сказанного выше, можно сделать следующие выводы.
1. Традиционные мероприятия Оренбургского президентского кадетского училища обеспечивают возможность комплексного использования символики в процессе воспитания кадет.
2. Приобщение к государственной символике, символам Вооруженных Сил РФ.
3. Подготовка к мероприятиям, использованием воинских ритуалов создают традиционность, способствуют преемственности поколений кадет Оренбургского президентского кадетского училища.
Список литературы:
1. Владимиров А. Место, роль и значение кадетского, суворовского, нахимовского образования. Исторический аспект/ - М.: Мысль, 1995. – 364 с.
2. http://www.kadet.ru/lichno/vlad_v/VRNS_26052010.htm. – [Дата обращения 16.12.2015]