Обучения в вузе является важнейшим в процессе формирования личности. Наряду с приобретением общих и специальных знаний, студенты вырабатывают соответствующую систему ценностей. Но отсутствие жизненного опыта сказывается в том, что в современной молодежной среде слабо развита культура ответственного гражданского поведения, низкий уровень развития чувства патриотизма.
Патриотизм — это социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества. В нашем понимании патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности народа, стремление защищать интересы родины и своего народа.
Эффективность процесса формирующего чувства патриотизма личности студента, в образовательной среде вуза может быть достигнута при соблюдении следующих условий:
- включение вопросов гражданско-патриотического воспитания в число приоритетных задач обучения и воспитания в вузе;
- создание мотивационно-ценностного отношения студентов к процессу формирования гражданственности как интегративному качеству личности, ориентированного на реальные условия современной жизни;
- обогащение содержания образования за счет внесения в учебный процесс нравственно творческих и культуро-творческих функций и использования потенциала социально-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин;
- формирование культуры межнационального общения.
Мы считаем, что реализация вышеназванных условий позволяет сформировать гуманистически ориентированную образовательную среду и обеспечить конструктивный диалог между субъектами педагогического процесса.
На основе данных условий, нами была составлена анкета, которая включала в себя несколько вопросов:
1) Интересуетесь ли историческим прошлым своей страны?
2) Следите ли вы за культурными событиями в жизни нашей страны?
3) Хотели бы вы внесения в учебный процесс дополнительных социально-гуманитарных дисциплин?
Результаты анкетирования показали, что уровень развития патриотизма среди студентов остается недостаточно высоким.
В данной связи вопросам формирования чувства патриотизма студентов следует уделять самое пристальное внимание в процессе профессиональной подготовки в вузе. Основная цель – «воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремления к миру, потребности в труде на благо общества. Сознание человека, с ответственностью выполняющего свой гражданский долг и понимающего, что от его действий зависит не только собственная жизнь, но и судьба ближайших людей, народа и государства, определяет его социальное поведение и является существенным условием развития общества».
Список литертуры:
1. Алещенок С.В. Положение молодежи в Российской Федерации и государственная молодежная политика. М., 1998. С. 24.
2. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М., 1993. С. 224.
3. Субботин О.А. Концепция формирования гражданской позиции специалиста в высшей школе в условиях рыночной экономики. Орел: Академия ФСО России, 2008.