Педагогическая компетентность родителей в работе учителя начальных классов




Умарбекова Анара Анарбаевна

старший преподаватель
Таласский государственный университет, Кыргызстан, г. Талас


Аннотация: В данной статье рассматривается педагогическая компетентность родителей как комплекс профессиональных знаний, способов и приемов реализации педагогической деятельности, а также профессионально значимых личностных качеств, не-обходимых для воспитания детей начальных классов.

Ключевые слова: педагогический опыт; младенческий возраст; родительская компетентность; образовательное учреждение; педагогический треугольник; учитель – ученик – родитель; воспитание и развитие детей; квалифицированная помощь; сотрудничества учителей и родителей.




Библиографическое описание: Умарбекова А.А. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ [Текст] //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 9-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 24 января 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – C.20-22


Многолетний педагогический опыт работы с родителями показывает, что большинство проблем, возникающих в отношениях между ними и детьми (начиная с младенческого возраста), - результат недостаточной родительской компетентности.

Когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, родители должны «иметь отношение» или сотрудничать с учителем. От того, как складываются отношения между учителями, учащимися и их родителями во многом зависят достижения в воспитании и развитии детей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы.

Только в процессе сотрудничества учителей и родителей можно успешно решать проблему развития школьника. Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную деятельность, сотрудничество с детьми и учителем [3].

Родители, будучи недостаточно осведомленными в вопросах развития и воспитания детей, вынуждены строить предположения и догадки, пользоваться подсказками других людей, которые, иногда неудачливо влияют на дальнейшее развитие и построение жизни ребенка. В этих условиях необходима система работы по «воспитанию» родителей. Этой задаче способствует психолого-педагогическое сопровождение как важнейшее условие становления родительской компетентности.

На современном этапе родители все больше осознают необходимость самообразования и саморазвития в части воспитания детей, но не все понимают главного принципа родительской компетентности.

Существуют очень много определений в понимании родительской компетентности. Поэтому действия специалистов по повышению уровня компетентности родителя чаще всего направлены на решение частных случаев, а не выявление общей закономерности компетентного родительского поведения. И мы приведем несколько определений. Под понятием родительской компетентности на современном этапе понимают следующее:

Родительская компетентность – это, прежде всего, грамотность в вопросах образования, развития, воспитания своего ребенка [5].

Родительская компетентность - знания, умения, навыки и способы выполнения педагогической деятельности [6].

Родительская компетентность - интегральная характеристика, определяющую способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием знаний, опыта, ценностей и наклонностей [7].

Родительская компетентность - возможности создания условий, в которых дети чувствуют себя в относительной безопасности, получая поддержку взрослого в развитии и обеспечении необходимым в этом [1];

Родительская компетентность - наличие у родителей знаний, умений и опыта в области воспитания ребенка [2].

В размышлениях специалистов о качестве компетентного родительства подчеркивается интеграция разума, чувств и действий. Основным полем благополучного взаимодействия родителей с ребенком рассматривается интегрирование разных аспектов личного родительского опыта: когнитивного, эмоционального, сенсорного, психомоторного, духовного, коммуникативного, игрового, рефлексивного и пр. [4].

Особое значение в рамках данного исследования имеют такие понятия как педагогическая культура, педагогическая грамотность и осознанное родительство.

Говоря о педагогической культуре родителей, имеется в виду их достаточная подготовленность, их личные качества, отражающие уровень их совершенства как воспитателя и проявляющиеся в связи с семейным и общественным воспитанием детей. В качестве ведущего компонента педагогической культуры родителей выступает определенная совокупность психологических, педагогических и правовых знаний, а также навыки и умения родителей, обнаруженные во время воспитания детей на практике. Педагогическая культура является важной составной частью общей культуры населения, обладающей кроме специфических качеств, также общими характерными показателями.

Педагогическая грамотность представляет собой комплекс знаний, умений и навыков и способность передавать другим освоенные знания и социальный опыт. Предполагает знание мотивации субъекта, обусловленной его положением в обществе, понимание особенностей психической деятельности, свойственных возрасту и полу, умение выбрать формы и методы работы, адекватные поставленным целям и задачам [8].

Таким образом, мы определили педагогическую компетентность родителей как комплекс профессиональных знаний, способов и приемов реализации педагогической деятельности, а также профессионально значимых личностных качеств, необходимых для воспитания.

 

Список литературы:

1. Кормушина, Н.Г. Психолого-педагогическая коррекция экзистенциальных страхов у старших подростков. Дисс. канд. психол. наук. Саратов, 2011. – 197 с.

2. Мизина, Н.Н. Осуществление психологической поддержки родителей подростков с асоциальным поведением в деятельности практического психолога / Личность XXI века: теория и практика. Сборник научных трудов. – Ставрополь, 2004. – С. 37–40.

3. Нурия Шайхулловна Ибрагимова Информационно-методический центр отдела образования Апастовского муниципального района РТ 2008 http://lib.convdocs.org

4. Программа психолого-педагогического просвещения родителей «югорская семья компетентные родители» Новосельцева Т.Ф., к пс. н Ханты-Мансийск, 2008 http://do.gendocs.ru

5.Степанова Н.В., Неволина В.В. Мотивация выбора профессии врача и ценностные ориентации студентов медицинского вуза. Журнал МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ Выпуск № 6 (49) /2014

6. Талызина, Н.Ф. Вопросы профессиональной компетентности учителя. – М.: Проспект. – 2009. – 214c.

7. Теоретические основы психолого - педагогического сопровождения развития родительской компетентности в условиях ДОУ. http://lib2.znate.ru

8. Формирование методической культуры будущий учителей начальный классов в контексте вузовской подготовки // рефераты и курсовые работыhttp://alldisser.com

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»