Педагогические основы обучения и перспективы развития (этнохудожественная культура)




Мальцева Людмила Валентиновна

доктор педагогических наук, профессор
Кубанский государственный университет Россия, г. Краснодар


В данной статье представлены основы обучения учащихся искусству. Представлена культура Кубани, история родного края, традиционная культура казаков. Изучается декоративно-прикладное и народное искусство во всем его многообразии. При этом развивается художественно-творческие способности, мышление, зрительная память, творческое воображение. Все это находит свое решение при реализации системы учебных задач, поставленных перед изобразительным искусством общеобразовательной школы.

Ключевые слова: искусство, воспитание, обучение, культура, обычаи, история, знания, мышление, умения, наглядность.




Библиографическое описание: Мальцева Л.В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ (ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА) [Текст] //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 11-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 25 сентября 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – С. 8-11


Обучение изобразительному искусству ребят как целенаправленная деятельность учителя в школе, он на занятиях обучает знаниями и навыками в области искусства, развивать художественно-творческие способности каждого из обучающего. Вопросами рациональной организации обучения основам изобразительной грамоты и занимается дидактика – отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения.

Образование – один из решающих факторов, определяющих социальную эффективность общества и качество его профессиональной деятельности в конкретных условиях развития нашего общества.

Система школьного образования дает возможность учащимся овладевать знаниями, умениями, навыками, которые будут способствовать формированию интеллекта личности, посредством которого ученик раскрывает свой умственный потенциал и на этой основе занимается самообразованием, расширяет собственный горизонт знания. Такое знание включает и эстетическую подготовку, позволяющую воспринимать прекрасное и творить прекрасное.

Образование человека в данном случае изобразительному искусству может продолжаться всю его жизнь. В процессе образования каждый ученик не только обогащается разнообразными знаниями и сведениями, но получает возможность проявить все, что заложено в нем природой, осознать себя как личность. Назначение образования состоит в формировании учеников способности ориентироваться в сложном социальном мире и умения найти для себя нишу, в которой он сможет осуществить свою самую высшую потребность – активизировать свой интеллектуально-творческий потенциал. Необходимо осуществлять интеллектуально-творческую и художественную деятельность учеников.

Важное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения изобразительному искусству, в ходе которого усваиваются знания, умения и навыки, формируются личностные качества, позволяющие учащимся адаптироваться к внешним условиям и проявить свою индивидуальность. Это еще и культура, и потенциал саморазвития, и развития творческих способностей, и позиция нравственности, и обострение чувство социальной ответственности.

Изменения в современном обществе, способствуют возрождению национального самосознания. Сегодня Россия теряет свою культуру, мы должны сохранить, и передать будущим поколениям все наше многовековое культурное и духовное наследие нашего народа. Понятие культуры охватывает:

1) всю творческую созидательную деятельность человека;

2) совокупность умений, совершенств, ее обеспечивающих;

3) результат этой деятельности, взятый как в своем высшем проявлении – искусство, так и включающий все, что создано руками человека.

Бесспорно, надо «знать» культуру. Знать культуру и быть в ней – не одно и тоже. Соответственно надо различать знание о культуре, даваемое ее научным изучением, и осознание человеком своей принадлежности к определенной культуре – то, что можно назвать культурным самосознанием личности. Первое делает возможным существование науки о культуре, или культурологи, второе – философии культуры.

Национальная культура создается не этносом в целом, а образовательной частью общества – писателями, художниками, философами, учеными. Творцы национальной культуры, как правило, говорят от имени народа и часто действительно обращаются к сокровищнице народной мудрости и опыта. Образование и сегодня рассматривается в качестве основного условия приобщения народа к своей национальной культуре. Наряду с образованием огромную роль в распространении (а затем и производстве) культурной продукции играют сегодня средства массовой коммуникации (печать, радио, телевидение), а также различные учреждения культуры (музеи, библиотеки).

Обучения школьников на этнохудожественной культуры Краснодарского края – это процесс деятельности учителя и ученика, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков, формирование умения применить их в жизни, на развитие самостоятельности мышления, наблюдательности. Содержания образования становления достоянием школьников только в процессе их собственной активной деятельности. Овладения художественной культурой своего народа это способ воспитания духовно-нравственной и творчески самостоятельной личности.

Традиционная казачья культура – одна из наиболее богатых в художественном отношении. Для молодого поколения изучение этой культуры – знакомство с огромным и интересным миром, имеющим вековые традиции. Основу творчества кубанского казачества составляли традиционные промыслы и ремесла, привезенные переселенцами – ткачество, вышивка, гончарство, резьба по дереву, роспись хат. Среди казаков были мастера кузнечного, портняжного ремесел, женщины-казачки занимались ткачеством, вышивкой.

Жизнеспособность той или иной традиции зависит от ее поддержания и развития новыми поколениями членов организации. Пренебрежение традициями приводит к нарушению преемственности в жизни организации. В то же время слепое преклонение перед традициями порождает консерватизм и застой в жизни организации, которые становятся тормозом ее развития, культивируя уклад жизни или те или иные его компоненты.

Отсюда следует, что обучение ведет за собой развитие, оно развивает. Ученик активен в процессе обучения искусству. Он не только объект внимания и деятельности учителя, но он и субъект познавательной деятельности. Если учителю не удалось сформировать положительные мотивы и отношение к учебной деятельности, то активность ученика проявляется в лени, либо в нежелании что-либо делать на уроках и дома. Вот почему проблема сотрудничества учителя и ученика в учебном процессе является актуальной. Личностно ориентированное обучение в современной школе основано на этой закономерности учебного процесса и создает потенциальные условия для развития интереса школьников в процессе обучения и формирования у них познавательных потребностей.

Обучая учащихся изобразительному искусству, культуре необходимо, чтобы это было объяснено в доступной форме. При этом учитель учитывает возрастные и индивидуальные особенности. Это осуществляется различными способами активизации познавательной деятельности, показывать на доске последовательность выполнения работы. Все время нужно помнить, что при дифференцированном подходе к учащимся можно достигнуть успеха в обучении изобразительному искусству. Необходимо опираться на ранее изученный материал. Помнить об основных требованиях: при объяснении исходить из того, что фактически учащиеся видели, слышали, знают, умеют.

Сейчас идет процесс возрождения казачества. Но он имеет сложные социально-экономические, правовые, политические и культурологические аспекты. В общеобразовательных школах введен предмет «Кубановедение», который значительно расширил тематический план предметов эстетического цикла и в первую очередь – изобразительное, декоративно-прикладное и народное искусство, которое воспитывает учащихся, на традициях, обычаях, культуре Кубанских казаков, где учащиеся узнают историю своего края, культуру своего народа. Интерес к прошлому родной земли был всегда присущ людям, их волновало, какой была их страна в далекие времена, что происходило на этой земле, где они сейчас живут, учатся, работают.

Воспитывая учащихся на народной культуре Кубани – это необходимое эмоциональное, одухотворяющее начало в отношении личности к окружающей их действительности, чтобы они познали и преобразовывали окружающий их мир по законам природы и красоты. Народная культура, обычаи, традиции, изобразительное и декоративно-прикладное искусство способно активизировать, направлять, влиять на мироощущение учащихся.

Наглядность – одна из специфических черт изобразительного искусства. Это восприятие предмета представляет собой путь к познанию его сущности, к раскрытию его характерных свойств и закономерностей. Наглядность содействует развитию учащихся наблюдательности, логически мыслить, развивается зрительная память. Она служит источником знаний. Наглядные пособия на уроках изобразительного искусства помогают учащимся развивать пространственное мышление, воображение.

При изучении истории, культуры казаков в Краснодарском крае была построена этнографическая станица Атамань, где каждый посетитель может почувствовать всю красоту кубанских станиц, познакомиться с укладом кубанских казаков их бытом. Культура всегда является новым открытием, несущим в себе объем знаний и опыта, проверенного веками, культуру и уклад этноса. Воспитывать на народной культуре, истории Кубани – значит сохранить историческую преемственность поколений. На переломных этапах общества обостряется чувство самосознания, возрастает интерес к истории, к своим истокам, корням национальной культуры. Сохранение освоение культурного наследия, национальных обычаев, обрядов становится первостепенной задачей современности.

Была написана экспериментальная программа «Изобразительное искусство и Кубановедение» и книга «Кубановедение на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе», которая формирует умения и навыки при выполнении творческих работ. Программа, книга позволяют сделать уроки в школе более эффективными, интересными, увлекательными, что способствует развитию художественно-творческих способностей школьников. Они представляют собой курс лекций, практические занятия, с элементами пробного обучения и соответствует требованиям, предъявляемым такого рода занятий. Данный материал включает доступные школьникам приемы изучения материала. Предусматривает формирование творческой активности, творческого мышления и воображения. Занятия проводятся по принципу нарастающей сложности.

Тем самым формируется познавательный и научный подход учащихся к изучению искусства, истории, культуры, традиций казаков и заключается в том, чтобы раскрыть и вооружить их научными подходами к изучению. Развить воображение, мышление, фантазию. На уроках нужно всегда давать не менее трех разнообразных решений данного задания, чтобы школьникам стало понятно, что в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве одни и те же знания можно применить по-разному, в разнообразном сочетании.

В искусстве учащиеся находит понимание предметов, познание мира, явлений действительности. Они могут познать законы природы, своей гармонической слитности со всем миром. В этом главный смысл искусства, основное значение для учащихся и их творческих работ. Оно необходимое для всех не только на формирование эстетических представлений и вкуса, но и на интеллект, на всю область эмоциональных проявлений учащихся. Это необходимость в воспитании молодого поколения.

 

Список литературы:

1. Мальцева Л.В. Кубановедение на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. – Краснодар: Традиция, 2010.

2. Мальцева Л.В. Развитие художественно-творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства (на материале этнохудожественной культуры Краснодарского края). – Краснодар: Экоинвест, 2009.

3. Мальцева Л.В. Методика обучения изобразительному искусству. – Краснодар: КубГУ, 2015.

4. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2004.

5. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. – М.: Изд. центр Академия, 2002

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»