ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ




Павлов Денис Николаевич

преподаватель, Колледж русской культуры, г. Сургут

Статья раскрывает значение педагогических условий для формирования творческой самореализации личности музыканта-исполнителя. Основное внимание в работе автор акцентирует на том, что формирование творческой самореализации учащихся осу-ществляется на основе их участия в мероприятиях внеурочной образовательной деятельности.

Ключевые слова: Ключевые слова: творческая самореализация; педагогические условия; музыкант-исполнитель; творческая деятельность.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Способность к самореализации как предъявлению себя, своей индивидуальности, уникальности, потребность «быть» определяют смысл жизни человека, значимость его личностного «Я» в восприятии общества. В этой связи одной из важных музыкально-педагогических проблем, решать которую предстоит педагогу, является проблема творческой самореализации музыканта-исполнителя, которая в среднем специальном учебном заведении приобретает доминирующее значение, поскольку цели образования в соответствии с задачами его модернизации заключаются в формировании личности, способной к самоопределению и свободному творческому самовыражению.

Наряду с этим в практике музыкантов-педагогов выявляется очевидное противоречиемежду потребностями учащихся в творческой самореализации и недостаточной технологической проработкой этого процесса. Творческая самореализация учащихся музыкантов-исполнителей, как воплощение целенаправленно формируемых в педагогическом процессе многообразных отношений, как проявление творческих способностей, есть предъявление личностного «Я» во взаимодействии с деятелями творческих сообществ, слушательской аудиторией. Наиболее эффективными условиями для этого являются:

– Моделирование музыкально-педагогической деятельности, в процессе которой создаются условия для творческой самореализации;

– Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к обучению в процессе творчества, подходов, базирующихся на интересах, потребностях и индивидуальных особенностях юных музыкантов-исполнителей;

– Развитие учащихся через творчество.

Ориентируясь в своей педагогической деятельности на возможности личностно-ориентированного подхода в обучении, возникла необходимость моделирования и построения такой образовательной системы, которая будет содействовать становлению неповторимой индивидуальности учащихся. Поэтому, ведущая педагогическая идеязаключается в формировании образовательной системы, способствующей творческой самореализации личности музыканта-исполнителя.

Проблеме развития творческих способностей учащихся посвятили свои труды многие отечественные и зарубежные ученые. Особое место принадлежит теоретическим работам Л. Выготского. Принципы психического развития, сформулированные ученым, являются методологической основой анализа самореализации в отечественной психологии. Автор пишет о творческой деятельности человека как средстве самореализации: «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее» [2, с. 251]. Л. Выготский говорит о том, что всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет являться творческим поведением.

Кроме того, понятие творческой самореализации учащихся получило многоаспектное рассмотрение такими отечественными психологами, как Е. Александровой, Л. Коростылевой, А. Портновой. Они определили самореализацию как поисковую активность личности, достижения личностных целей посредством собственных усилий, сотворчества с другими людьми. Современным источником мысли по этому вопросу является монография Т. Шамовой, Т. Давыденко «Управление образовательным процессом в адаптивной школе». В данной работе говорится о том, что понятие самореализации творческой личности относится к идее синергетического подхода в образовании, который предполагает ориентацию на личностно-ориентированную сферу учащегося, обеспечивающуюся в процессе поддержки индивидуальности.

Самореализация понимается как «раскрытие человеческой природы». Процесс самореализации включает постановку обучающимися перед собой определенной цели, владение способами ее достижения, реализацию принятых намерений. Творческая же самореализация музыкантов-исполнителей, в свою очередь, – есть процесс и результат самоосуществления их творческих потенциальных возможностей в учебно-познавательной деятельности.

Для процесса формирования творческой самореализации музыканта-исполнителя особе значение имеет создание педагогических условий, – расширяющих привычную форму музыкально-теоретических занятий, направленных на развитие навыков самостоятельного решения креативных задач, которые ставит перед юными музыкантами-исполнителями преподаватель; позволяющих реа­лизовать музыкально-теоретические знания учащихся в процессе переплавки их в различные виды творческой деятельности. В силу этого, в рамках среднего специального учебного заведения возрастает необходимость проведения лекций-концертов, музыкально-литературных вечеров, концертов авторской музыки (с активным участием юных музыкантов-исполнителей и включением в эту деятельность музыкантов-педагогов), направленных на формирование творческой самореализации учащихся музыкально-исполнительских отделений.

Видами таковой деятельности в Колледже русской культуры им. А.С. Знаменского г. Сургута явились – проект «Мастерская новой музыки», концерты авторской музыки, совместные проекты с иными организациями, где юные музыканты-исполнители обменивались своими творческими достижениями, исполняя и обсуждая музыкальные произведения, как крупных мастеров, так и свои собственные, создавая их в качестве композиторов. Юные участники выступали также и организаторами в рамках творческих мероприятий, обсуждая темы программ, подбирая примеры из музыки и живописи (на основе образных и стилевых ассоциаций); участвовали в созданиях документальных фильмов по творчеству отдельных композиторов и первых музыкантов-педагогов Тобольского Севера.

Для достижения результативности формирования творческой самореализации юных музыкантов-исполнителей необходимым явилось выполнение следующих задач внеурочной образовательной деятельности:

– проведение концертов-встреч по программе «Мастерской новой музыки», базирующихся на презентации новых сочинений юных музыкантов-исполнителей, а также авторской музыки профессиональных композиторов с последующим обсуждением между исполнителями, музыкантами-педагогами и слушателями продемонстрированных композиционных приемов;

– создание документальных фильмов с привлечением учащихся-исполнителей на основе их музыкально-теоретической деятельности в процессе разработки сценариев и отбора фото- и аудиоматериалов;

– участие в конкурсах юных музыкантов-исполнителей и преподавателей, занимающихся с увлечением композиционной деятельностью;

– организация творческих встреч для юных исполнителей с музыкантами-педагогами Колледжа и артистами Сургутской Филармонии.

В проекте «Мастерская новой музыки» юные музыканты-исполнители под руководством педагогов приняли участие с исполнением собственной музыки и профессиональной академической (относящейся к недавнему прошлому); рассказами о ней и музыкальных инструментах; художественно-иллюстративными работами; презентацией документальных фильмов о музыке, музыкантах-педагогах и композиторах ХХ века. В процессе выработки новых знаний у учащихся их творческая деятельность в рамках «Мастерской» выстраивается следующим образом:

– творческий процесс (отбор музыкально-выразительных средств, их систематизация, композиционная проработка – при сочинении музыки; отбор сценарно-текстовой информации, фото-, видеофрагментов, аудиозаписей, раскрывающих творчество конкретного композитора – при создании документальных фильмов);

– творческий продукт (собственное музыкальное сочинение или коллективно созданный фильм);

– осознание зависимости качества полученного результата от интеллектуально-творческих вложений (насколько тщательно прорабатывался тематизм при воссоздании художественного образа музыкального сочинения; качество интеллектуально-поисковой работы в отборе сценарно-текстовых, видео-, аудиоматериалов при создании документального фильма);

– соотнесение достигнутого собственного результата с результатами других участников (обсуждение работ участников «Мастерской» на основе их прослушивания или просмотра);

– коррекция творческой деятельности (переосмысление учащимися собственного композиционного и музыкально-теоретического опыта с помощью педагогов);

– новый творческий результат (индивидуальное создание учащимися новых сочинений и фильмов в коллективном участии).

Несмотря на добровольный характер участия во внеурочной учебной деятельности, – в ней приняли участие музыканты-исполнители различных возрастных категорий: учащиеся начального звена (8-10 лет), среднего (11-18 лет), студенты (15-20 лет), а также музыканты-педагоги Коллежа и артисты Сургутской филармонии.

Формирование творческой самореализации музыкантов-исполнителей в процессе музыкально-теоретической и композиционной деятельности является необходимой частью системы музыкального образования. Оно призвано обеспечить развитие максимально творческой личности, стремящейся к самосовершенствованию, умеющей применять и ценить духовно-материальные богатства общества, а на основе этого – развивать и продвигать музыкальное искусство нового времени.

 

 

Список литературы:

  1.          Александрова Е.А. Педагогическая поддержка культурного самоопределения как составляющая педагогики Свободы / Е.А. Александрова: Монография. Саратов: Изд-во СГУ, 2003. – 200 с.
  2.            Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с.
  3.            Коростылева Л.А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке / Л.А. Коростылева // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. А.А. Крылова; Л.А. Коростылевой: СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. – C. 3-19
  4.              ПортноваЛ.К. Развитие специальных способностей психологав условиях профессиональной реориентации: Дис. канд. психол. наук: 19.00.07. Иркутск, 2004. – 164 с.
  5.             Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 384 с.
Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»