Пейзаж как художественная доминанта лирики И. Жданова




Красиловская Анастасия Анатольевна

аспирант Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» г. Ялта

Аннотация: Рассматривается пейзаж как художественная доминанта лирики И. Жданова. Основное внимание сосредоточено на изучении нового типа взаимоотношений природы и человека, что раскрывается в контексте лирического произведения.

Ключевые слова: пейзаж, метареализм, природа, человек, «Воздух и ветер».




Библиографическое описание: Красиловская А.А. ПЕЙЗАЖ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДОМИНАНТА ЛИРИКИ И. ЖДАНОВА [Текст] // Перспективы развития научных исследований в 21 веке: сборник материалов 7-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 28 февраля, 2015г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2015 – C.101-102


Вторая половина XX – начало XXI века ознаменовались особым периодом в развитии русской поэзии. Возникнув в рубежные периоды становления общества, когда происходила смена идей, поэзия в полной мере отразила характерные черты кризисного сознания переходных эпох.

Обширный пласт в изучении поэзии составляет метареализм – течение в русской поэзии конца 70-х – начала 90-х гг. ХХ века. Расшифровывается как «мета-физический реализм» или как «мета-форичный реализм». Термин предложен Михаилом Эпштейном в его «Тезисах о метареализме и концептуализме» (1983). Согласно предложенному толкованию, метареализм следует понимать как изображение той реальности, внутри которой метафора раскрывается как метаморфоза, а не только сходство определенных явлений, которое обычно является условным. Метареалистичная поэзия содержит в себе реальность, которая скрывается внутри самой метафоры и составляет единое целое с прямого и переносного значения [3]. Самыми яркими представителями течения являются И. Жданов, А. Парщиков, А. Еременко, О. Седакова, В. Аристов, В. Салимон.

Лирика И. Жданова ярко выделяется из всего поэтического многообразия метареализма и выходит далеко за его рамки, что вызывает исследовательский интерес и создаёт необходимость поиска новых подходов и рассмотрения ряда художественных аспектов. Так, особо важным следует считать пейзаж, который концептуализирует авторскую позицию в виде художественных образов. Следует заметить, что поэтический мир Ивана Жданова обозначается формированием нового типа взаимоотношений между человеком и природой. Исследование такой тенденции способно открыть новые широкие возможности для понимания глубины социально-философского мышления автора, многогранности восприятия им окружающего мира и места человека в нем.

Стоит обратить внимание на то, что пейзаж как способ восприятия человеком мира, актуализировался в силу различных философских, научных и культурных причин. В.Е. Хализев обращает внимание на то, что «В фольклоре и на ранних этапах существования литературы преобладали вне пейзажные образы природы: ее силы мифологизировались, олицетворялись, персонифицировались и в этом качестве нередко участвовали в жизни людей» [2, с. 206]. Процесс осознания взаимосвязи человека с природой и его теоретизация стал довольно таки длительным. Рубеж XIX – XX вв. знаменуется особенным возрождением пейзажных традиций в рамках литературных произведений. Это связано как с спецификой развития мировой культуры, так и с сложным историческим процессом. Природа изображается писателями в контрасте с реальностью, служит человеку неким убежищем. И, наконец, во второй половине ХХ – начале XXI века. в литературе отчетливо актуализируется интерес к категории пейзажа.

Для творчества И. Жданова характерно обращение к подсознанию читателя, подчеркивание множественности вариаций формирования реальности в контексте взаимоотношений человека и природы. Такая особенность служит толчком к переосмыслению читателем поэтических характеристик окружающего мира, который чаще всего в поэзии автора реализуется благодаря пейзажным характеристикам, и его влияния на духовные пространства человека. Показательным в этом смысле является сборник автора «Воздух и ветер» [1], где можем наблюдать взаимопроникновение духовного и материального миров.

Таким образом, в поэтическом творчестве И. Жданова пейзаж выступает художественной доминантой, которая влияет на формирование особого типа взаимоотношений человека и природы.

 

Список литературы:

  1.   Жданов И. ВОЗДУХ И ВЕТЕР: Сочинения и фотографии. / И. Жданов – М. : Русский Гулливер, 2006. – 176 с
  2.   Хализев В. Е. Теория литературы: [Учебник для вузов] / В. Е. Хализев. - М.: Высш. школа, 1999. - 400 с.
  3.   Эпштейн М. Пост модерн в России. Литература и теория. / М. Эпштейн– М.: Издание Р. Элинина, 2000. – 368 с.
Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»