Вторая половина XX – начало XXI века ознаменовались особым периодом в развитии русской поэзии. Возникнув в рубежные периоды становления общества, когда происходила смена идей, поэзия в полной мере отразила характерные черты кризисного сознания переходных эпох.
Обширный пласт в изучении поэзии составляет метареализм – течение в русской поэзии конца 70-х – начала 90-х гг. ХХ века. Расшифровывается как «мета-физический реализм» или как «мета-форичный реализм». Термин предложен Михаилом Эпштейном в его «Тезисах о метареализме и концептуализме» (1983). Согласно предложенному толкованию, метареализм следует понимать как изображение той реальности, внутри которой метафора раскрывается как метаморфоза, а не только сходство определенных явлений, которое обычно является условным. Метареалистичная поэзия содержит в себе реальность, которая скрывается внутри самой метафоры и составляет единое целое с прямого и переносного значения [3]. Самыми яркими представителями течения являются И. Жданов, А. Парщиков, А. Еременко, О. Седакова, В. Аристов, В. Салимон.
Лирика И. Жданова ярко выделяется из всего поэтического многообразия метареализма и выходит далеко за его рамки, что вызывает исследовательский интерес и создаёт необходимость поиска новых подходов и рассмотрения ряда художественных аспектов. Так, особо важным следует считать пейзаж, который концептуализирует авторскую позицию в виде художественных образов. Следует заметить, что поэтический мир Ивана Жданова обозначается формированием нового типа взаимоотношений между человеком и природой. Исследование такой тенденции способно открыть новые широкие возможности для понимания глубины социально-философского мышления автора, многогранности восприятия им окружающего мира и места человека в нем.
Стоит обратить внимание на то, что пейзаж как способ восприятия человеком мира, актуализировался в силу различных философских, научных и культурных причин. В.Е. Хализев обращает внимание на то, что «В фольклоре и на ранних этапах существования литературы преобладали вне пейзажные образы природы: ее силы мифологизировались, олицетворялись, персонифицировались и в этом качестве нередко участвовали в жизни людей» [2, с. 206]. Процесс осознания взаимосвязи человека с природой и его теоретизация стал довольно таки длительным. Рубеж XIX – XX вв. знаменуется особенным возрождением пейзажных традиций в рамках литературных произведений. Это связано как с спецификой развития мировой культуры, так и с сложным историческим процессом. Природа изображается писателями в контрасте с реальностью, служит человеку неким убежищем. И, наконец, во второй половине ХХ – начале XXI века. в литературе отчетливо актуализируется интерес к категории пейзажа.
Для творчества И. Жданова характерно обращение к подсознанию читателя, подчеркивание множественности вариаций формирования реальности в контексте взаимоотношений человека и природы. Такая особенность служит толчком к переосмыслению читателем поэтических характеристик окружающего мира, который чаще всего в поэзии автора реализуется благодаря пейзажным характеристикам, и его влияния на духовные пространства человека. Показательным в этом смысле является сборник автора «Воздух и ветер» [1], где можем наблюдать взаимопроникновение духовного и материального миров.
Таким образом, в поэтическом творчестве И. Жданова пейзаж выступает художественной доминантой, которая влияет на формирование особого типа взаимоотношений человека и природы.
Список литературы: