Современные глобализационные процессы создают перспективы для эффективного формирования и развития гражданских институтов в мировой и локальных социальных системах. Существуют все необходимых предпосылки: ослабление государственных акторов, усиление роли и влияния со стороны транснациональных корпораций и различных межгосударственных структур; интенсификация информационных потоков, культурная унификация и политическая интеграция.
В информационном обществе изменяется характер государства из-за кризиса национального государства и форм демократии, создаваемой в течении последних двух веков [3,c.16]. В результате этого и иных факторов (технологических, социокультурных и т.д.) феномен гражданских обществ становится одной из центральных альтернатив действующим в глобальном социуме государственных образований; одним из ключевых механизмов модернизации социальных структур и институтов.
Одновременно с этим, однако, эволюция социальных систем и, в частности, процессы развития гражданских обществ как систем и алгоритмов предельной демократизации, высоких стандартов культурного и правового развития и самоуправления сталкиваются с антропологическими барьерами ввиду определенных наборов биологических, мировоззренческих особенностей, присущих человеку не как социальному индивиду, а как биологическому существу. Таким образом, «человеческая природа» индивидов выступает серьезным сдерживающим фактором на пути создания самоорганизованных, самоуправляемых гражданских систем.
Вследствие этого, возникает противоречие между социальными и технологическими возможностями (развитие информационных технологий и транспортных потоков, мобильность социальных масс, демократизация и др.) в современных условиях глобализации организовывать гражданские системы и набором ограничителей в виде нереализованных базовых потребностей в пище и защите – в слаборазвитых странах, и пределов человеческой природы – в развитых постиндустриальных странах (куда двигаться, если человеческие потребности удовлетворены?).
Подобно тому, как академик В. Глушков писал о том, что «эффективная система управления экономикой возможна сегодня лишь на основе диалога в системах человек-машина» [1,c.5], эффективное создание гражданских социальных структур возможно лишь посредством разрешения противоречия между имеющимися возможностями и человеческой природой, как отмечал Т. Гоббс, не позволяющей автономное существование без наличия государства (или иных регуляционных систем для соблюдения «общественного договора» как необходимого условия гражданского общества) [2, с.50].
Список литературы: