+7 989 669 15 15



Перспективы изменения положения беженцев в соответствии с законопроектом «о предоставлении убежища на территории российской федерации»




Грачева Анжелика Михайловна

Аспирант
Национальный исследовательский Саратовский Государственный Университет имени Н.Г. Чернышевского,


Аннотация. В статье рассматриваются основные положения законопроекта, свя-занные с предоставлением убежища и некоторые аспекты предоставления статуса бе-женца. Анализируются возможные недостатки и преимущества изменений, вносимых данным законопроектом

Ключевые слова: Временное убежище, беженец, центр временного пребывания, политическое убежище, временная защита, политический беженец.




Библиографическое описание: Грачева А.М. ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗМЕНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ БЕЖЕНЦЕВ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОПРОЕКТОМ «О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ УБЕЖИЩА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» [Текст ] \\ Право и проблемы функционирования современного государства: сборник материалов 17-й международной научно-практической конференции, (г. Махачкала, 15ноября, 2015 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2015 – С. 10-12


Федеральной миграционной службой РФ был разработан законопроект под названием «О предоставлении убежища на территории Российской Федерации»[4]. Данный проект закона призван заменить собой действующий в настоящее время закон 1993 г. «О беженцах»[2].

Однако, законопроект в случае принятия способен существенно осложнить положение беженцев.

Так, например, усложнится получение временного убежища на территории Российской Федерации. Оно может быть предоставлено тем лицам, которым в родной стране грозят пытки либо иное унижающее человеческое достоинство обращение. Данное положение существенно отходит от существующего в настоящее время. Действующий закон устанавливает, что возможно предоставление убежища по гуманным соображениям. То есть, на практике миграционные службы не имеют ограничений относительно перечня обстоятельств, по которым возможно предоставление такого статуса. В этот перечень могут входить как внутренний либо международный конфликт, голод, эпидемия, так и угроза здоровью. Новый законопроект же исключает данные основания.

Законопроектом предусматривается организация для беженцев центров временного пребывания. В них предполагается компактное размещение людей, бежавших на территорию России от своих бедствий. Следует отметить, что в действующем законе предусматривается возможность выделения беженцам жилья из государственного фонда, однако же планируется отмена данной нормы. Следовательно, для беженцев остаются лишь вышеупомянутые центры временного пребывания. С правом на проживание в данных центрах связан интересный нюанс. Так, его утратят лица, обратившиеся с прошением о предоставлении убежища, но пока не получившие официально подтвержденного статуса. На сегодняшний день этот вопрос стоит достаточно остро, так как на территории Российской Федерации находится только три таких центра, при этом в Москве нет ни одного. Между тем, получение временного жилья носит важнейший характер для прибывших лиц, не имеющих каких бы то ни было связей и поддержки в России, нередко совершенно не владеющих языком.

Не менее важным изменением является и существенный сдвиг по срокам обжалования решений об отказе в предоставлении убежища. В соответствии с законопроектом, срок сокращается и составит 10 дней. Согласно действующему законодательству, сейчас для обжалования отказа предоставляется месяц, но и этого зачастую не хватает, чтобы подготовить все документы.

Стоит отметить, что предложенный ФМС законопроект в большей степени разделяет понятия беженца и лица, которое имеет право на предоставление временного убежища. Так, статус беженца будет предоставляться лицам, которым в родной стране грозит преследование на основе расовых, национальных либо религиозных признаков. Временное убежище же предоставляется лицам, которые могут стать жертвами бесчеловечного обращения, к примеру, пыткам. К примеру, даже Эдвард Сноуден получил в Российской Федерации временное убежище.

В соответствии со статьей 63 Конституции РФ Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права[1]. Политическое убежище на территории России предоставляется согласно Указу Президента Российской Федерации и регулируется Положением «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища»[3], утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 746.

 В соответствии же с законопроектом, политическое убежище будет предоставлено лицам, которым в родной стране грозит преследование на основании проводимой ими общественно-политической деятельности. Таким образом, становится более определенным, на какой круг лиц будет распространяться предоставление данного статуса.

Небезынтересным является и тот факт, что данным законопроектом вводится новый вид убежища, а именно временная защита. Нововведение представляется несомненно актуальным в случаях массового и экстренного прибытия на территорию Российской Федерации лиц, спасающихся от вооруженного конфликта либо иной чрезвычайной ситуации. Например, временная защита явилась бы просто необходимой в случае массового прибытия на территорию России беженцев из Украины, так как миграционным службам не удалось в установленные сроки рассмотреть все заявления в индивидуальном порядке. С введением временной защиты процедура станет более упрощенной, и, соответственно, облегченной.

Еще одним несомненным достоинством данного законопроекта является тот факт, что иностранные граждане, которые обратились с прошением о предоставлении убежища, не будут высылаться из Российской Федерации до момента окончания всей процедуры по рассмотрению их дела. Эта процедура будет включать и стадию обжалования в случае отказа. Согласно законопроекту, даже при отказе лицу в убежище, оно не может быть выслано в ту страну, где лицо находится под угрозой лишения жизни, пыток или же бесчеловечного обращения. Формально практика предоставления убежища, существующая в Российской Федерации, соответствует европейским стандартам. Прошение о предоставлении статуса беженца удовлетворяется в 2-3 % случаев, а временного убежища -примерно в 60%.

В последнее время, по причине большого потока переселенцев из Украины, случаи предоставления временного убежища еще более участились. По сути, девятерым из десяти был предоставлен такой статус. Для сравнения, в 2013 г., в соответствии с данными ООН, убежище в Российской Федерации было предоставлено3,5 тысячам человек. Это – один из самых низких показателей, к примеру, для Германии он составил 190 тысяч, а для Мальты - практически 10 тысяч. Значительные изменения произошли в 2014 г., когда в России увеличился поток беженцев из Украины. Так, убежище было предоставлено практически 220 тысячам человек.

Особого внимания заслуживают трудности в процессе оформления статуса беженца, с которыми встречается иностранец, не знающий русского языка и не обладающий связями в России. На практике нередкими являются случаи, когда беженцы не имели возможности подать заявление на предоставление им убежища в течение нескольких месяцев из-за того, что информация о правилах предоставления убежища не была переведена на иностранный язык.

В законодательство будут введены новые понятия и определения, которые отражают существующую как миграционную, так и политическую ситуацию. В первую очередь, конечно, это связано с вооруженным конфликтом на Украине, где участились случаи привлечения к уголовной ответственности по политическим статьям. Данные лица, несомненно, могут претендовать на получение статуса политического беженца.

Влияние ситуации на Украине в законопроекте можно увидеть и на других примерах. Так, вводится понятие временная защита. Основанием для прошения о ней является: «Право временно пребывать на территории РФ иностранного гражданина, прибывшего в экстренном массовом порядке в составе группы лиц вследствие вооруженного внутреннего или международного конфликта, массового нарушения прав человека, угрозы насилия или иных событий, серьезно нарушающих общественный порядок в государстве его гражданской принадлежности или прежнего обычного местожительства»[4]. Следует отметить, что именно по такому основанию в Российской Федерации принимаются украинские беженцы с юго-востока в течение последнего года.

 

Список литературы:

"Российская газета", N 126, 03.06.1997,N 126, 03.06.1997

1.КонституцииРФ Российская Федерация (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) http://www.pravo.gov.ru, 18.10.2015

2.Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 22.12.2014) «О беженцах» http://www.pravo.gov.ru, 18.10.2015

3.Положение «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» http://www. Консультант Плюс, contact@consultant.ru

4. Законопроект «О предоставлении убежища на территории Российской Федерации» http://www.Консультант Плюс, contact@consultant.ru.

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»