В конце ХХ начале ХХI веков в трудах Д.Лихачева определяется особый статус российской провинции и ее глубинные связи с историко- и социокультурными процессами страны [2,с45.]. Культурное наследие провинции, осознается одной из главных составляющих богатства региона наряду с его природными ресурсами и исторической памятью. Индифферентное отношение к провинциальной культуре сменяется пониманием ее значимости, самостоятельной ценности в российской истории. В стремлении к постижению ценностных аспектов регионов происходит переосмысление дисциплин комплексно рассматривающих локальные территории (краеведение, городоведение), формирование новых (регионоведение). Исследовательская деятельность регионоведения в изучении культурного наследия нацелена на утилитарно-практический результат, например оценки перспектив в плане культурного туризма и рассматривается как одно из слагаемых социально-экономической привлекательности региона. Городоведение, как область исследования, напротив, имеет глубокие исторические корни и как отрасль исторической науки в конце 1980-х начале 1990-х годов активно развивается в научных центрах Сибири. Аналитический обзор историографии сибирского городоведения в трудах А. Бородавкина, В. Скубневского, Ю. Гончарова, Д. Резуна, Д. Алисова, О. Тяпкиной, В. Рыженко и др., дает объективное представление о диапазоне современных исследований. Особый интерес для изучения художественного пространства городской повседневности второй половина Х1Х-нач.ХХ вв. представляют работы Ю.М. Гончарова, что связано с панорамным взглядом на историко-культурное наследие как социальной истории [1,с.5]. В последние годы в трудах Г. Гольц, В. Рыженко, А. Лола наметилась тенденция междисциплинарных, или культурологических городоведческих моделей, основанных на синтезе гуманитарных, естественнонаучных и технических знаний, рассматривающих широкий круг проблем. Примером обращения к междисциплинарным методам в изучении архитектуры и градостроительства провинциальных городов Урала, Сибири в СССР 1920-1950-х годов являются труды 2007-2013-х годов иркутского ученого М. Мееровича [3, с.7].
На наш взгляд особое значение диалектические связи человека и «места» приобретают в локальном пространстве провинциального города. Теоретическое осмысление провинциальной культуры как социокультурного феномена в трудах М. Кагана, Н. Инюшкина, В. Каганского, Т. Фокиной, И. Яковенко связано с исследованием ее уникальных сущностных свойств, таких как устойчивость, демократичность и соприродность человеку.
В тоже время полиморфизм художественно-культурного пространства советского провинциального города 1930-1950-х годов, в отличие от исследований досоветской истории и культуры российской провинции до настоящего времени не являлся предметом всестороннего изучения. Ситуация обусловлена тем, что статус художественно-культурного наследия советского периода в целом неоднороден и зыбок:
во-первых, многие знаковые архитектурные объекты 1920-1950-х годов советских зодчих в столице и в крупных городах страны не имеют статуса памятников даже регионального значения, в то время как в истории отечественной архитектуры им дана высокая художественно-эстетическая оценка специалистов. Осмысление же историко-культурной ценности капитальной типовой застройки 1930-1950-х годов происходит в перманентном состоянии теоретических дискуссий, общественных обсуждений, но планомерной замены фрагментов ансамблевой застройки новоделами чуждых форм или губительными непрофессиональными реконструкциями;
во-вторых, мозаичен научный интерес к художественным сторонам советского городского быта (одежда, интерьер, творчество) в силу пограничности явления;
в-третьих, неоднозначная оценка произведений изобразительного искусства, литературы и кинематографии 1930-1950-х годов в истории отечественного искусства ХХ века и отсутствие исследовательской отстраненности, свойственной научному взгляду на искусство более отдаленных эпох.
В тоже время в регионах традиционно почтительное отношение к произведениям профессионального искусства (творчеству местных мастеров, культурным традициям) обусловили отсутствие рефлексий по поводу художественно-эстетических дефиниций в отношении искусства советского периода. Более того, в 1990-2000-х годах деятельность научно-исследовательских университетских центров и музеев Урала, Сибири направлена на последовательное и объективное изучение истории и культуры ХХ века в границах своего региона.
Список литературы: