Становление органов народного представительства в политической системе современной России имеет многовековую историю. Наибольший интерес для нас представляют первые Государственные Думы, сформированные в России в начале XX века. Отправной точкой в становлении парламентаризма стало вынесение Манифеста от 6 августа 1905 года, в соответствии с которым самодержавный государственный строй был преобразован в конституционно – монархический [1]. Данным манифестом император Николай II учредил Государственную Думу как «особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов» [2, с. 163].
Первая Государственная Дума, сформированная 11 декабря 1905 года, по сути, была законосовещательным органом. Верховной власти удалось отстоять самодержавные позиции [3, с. 17]. Следует отметить, что на протяжении веков, в народном сознании сохранялась вера в Царя – батюшку, и именно это определило неоднозначный характер российской идеи парламентаризма [4, с. 222]. Не до конца была проработана и процедура выборов в первую Государственную Думу. Ее характерной особенностью являлось постоянное противостояние с Правительством. Кроме того, момент начала работы Думы можно считать моментом рождения парламентских партий в России.
Государственная Дума второго созыва, образованная 20 февраля 1907 года, сохранила отрицательные черты Первой Государственной Думы: неповоротливость и неспособность вести диалог с правительством [5, с. 99].
Таким образом, можно сказать, что первые две Государственные Думы обладали одинаковыми отрицательными чертами, что и предопределило малый срок их деятельности.
В отличие от первых двух представительных органов, Дума третьего созыва, созванная 3 июня 1907 года, функционировала весь пятилетний срок. Во многом, на наш взгляд, это связано с именем П.А. Столыпина. Третья Государственная Дума была полностью зависима от Правительства, что обезопасило ее от роспуска [6, с. 218].
Последняя, четвёртая Дума начала свою деятельность 15 ноября 1912 года. Она работала в переломный для страны и всего мира период. Четвёртая Дума была самой продуктивной в плане отстаивания своих интересов для решения государственных и общественных вопросов. Однако политический кризис и надвигавшаяся революция вынудили императора издать указ о роспуске Государственной Думы [7, с. 102].
История становления российского парламентаризма в императорский период насыщена событиями. К созданию представительного органа Россия двигалась маленькими шагами. Деятельность первых Государственных Дум неоценима. Они действовали в то время, когда в России господствовал царизм. Своей деятельностью они создали прогрессивное для того времени заводское законодательство, разработали проекты по социальной поддержке населения. Несмотря на свою ограниченность в полномочиях, они продолжали развивать в стране представительную демократию. Кроме того, Государственная Дума I созыва стала точкой отсчета образования парламентских партий в нашей стране.
Список литературы:
1. Высочайший манифест от 6 августа 1905 г. http://www.kodeks.ru/noframe/free-duma?d&nd=723101035&nh=2(дата обращения 12.03.2016).
2. Сидорова А.В. Парламентские партии: история и современность // Материалы Международной заочной научно-практической конференции «Наука XXI века: актуальные направления развития». - Самара: Изд-во Самарского государственного экономического университета, 2015. C. 163- 167.
3. Добринский К.Э. Эволюция образа Государственной Думы Российской Империи в общественном сознании в 1906-1917 гг. – Саратов, 2002. – 220 с.
4. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России – М.: Проспект, 2006. – 560 с.
1. 5. Киселёв А.Ф. Новейшая история Отечества. ХХ век – М.: Владос, 1998. – 496 с.
6. Шеховцов В.А. Развитие российского парламентаризма – Владивосток: Дальнаука, 2002. – 312 с.
7. Киселёв А.Ф. Новейшая история Отечества. ХХ век – М.: Владос, 1998. – 496 с.