Плата за негативное воздействие на окружающую среду




Ибрагимов Тимур Марсович и др.

магистр, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы,

Аннотация: В статье раскрываются особенности учета платы за негативное воз-действие на окружающую среду в связи с изменениями, вступившими в силу с 01 января 2016 года в Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Ключевые слова: экология; защита окружающей среды; негативное воздействие на окружающую среду.




Библиографическое описание: Ибрагимов Т.М., Кулагин А.А. Плата за негативное воздействие на окружающую среду [Текст] // Теоретические и практические проблемы развития современной науки: сборник материалов 12-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 27 ноября, 2016 г.) - Махачкала: Издательство «Апробация», 2016 – С.8-10


С начала 2016 года изменилось законодательство Российской Федерации в части платы за негативное воздействие на окружающую среду, регулирующегося Федеральным законом «Об охране окружающей среды» [1].

Плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к числу наиболее спорных и неоднозначных инструментов государственного управления в сфере охраны окружающей среды.

Правовые нормы, касающиеся платы за негативное воздействие, неоднократно рассматривались в Конституционном суде Российской Федерации, Верховном суде Российской Федерации. Готовность правовой базы к реализации новых норм, оказалась недостаточной, а либеральность самих новых норм вызвала определенные возражения, в первую очередь по срокам внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, также законом внесено дополнение об авансовых платежах в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно ст. 16.4 ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.

Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.

Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год [1].

Cт. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» Основные принципы охраны окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде.

Следует отметить, что платежи за загрязнение окружающей среды взимаются лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку. Они разделяются и персонализируются в зависимости от видов и степени воздействия, оказываемого в ходе этой деятельности на окружающую среду, экономических особенностей отдельных отраслей народного хозяйства, экологических факторов, объема загрязнения.

Кроме того, затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления вычитаются из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Конституционный суд Российской Федерации высказывает следующую позицию в отношении правовой природы платежей за загрязнение окружающей среды [2] - это плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

К негативному воздействию на окружающую среду согласно ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» отнесены все виды воздействия хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды [1].

По вопросу о конкретном моменте признания расходов в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду необходимо отметить следующее. Пунктом 1 ст. 16.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ.

Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.

Таким образом, негативное воздействие на окружающую среду является одним из результатов осуществления организацией своей хозяйственной деятельности, которое в свою очередь является платным.

 

Список литературы:

1. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с посл. изм. и доп. от 04 июля 2016 г. № 254-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 2, ст. 133.

2. Определение Конституционного суда Российской Федерации от 10.12.2002 № 284-О «По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и статьи 7 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2003 № 2.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»