Состояние и уровень развития предприятий высокотехнологичных отраслей экономики имеют первостепенное значение для обеспечения национальной безопасности государства и во многом определяют уровень технического перевооружения и технологического прогресса в важнейших сферах экономики.
Ракетно-космическая отрасль изначально ориентирована на создание объектов гражданского, военного и двойного назначения с использованием высокотехнологичного оборудования. Высокая наукоемкость конечного продукта стимулирует изобретения, открытия, оказывает сильнейшее влияние на развитие научно-технического прогресса.
Аэрокосмическая отрасль динамично развивается, чему способствуют следующие факторы:
- технологическая революция в оборонно-промышленном комплексе, переход предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) к новому поколению техники (использование новых материалов, новых технологий, новой оснастки, инструментов, новых информационных систем);
- высокие темпы накопления информации, а также её быстрое устаревание ( ежегодно обновляется 5 % теоретических и 20 % профессиональных знаний [2]);
- увеличение потребности в высококвалифицированных специалистах аэрокосмической отрасли разного уровня и квалификации.
Анализируя подготовку специалиста аэрокосмической отрасли можно выделить следующие процессы, происходящие в науке, технике и образовании, определяющие необходимость повышения качества подготовки будущих техников-технологов [4]:
1) постоянный рост научно-технического потенциала отрасли, что требует от будущего специалиста умения генерировать новые идеи, объективно их оценивать, быстро реализовывать;
2) появление новых знаний, технологий, новых типов оборудования и производственных процессов, что требует их грамотного освоения и применения в производстве;
3) появление новых междисциплинарных направлений в аэрокосмическом образовании и ракетной технике. Наиболее значительные открытия и изобретения сегодня совершаются, как правило, «на стыке дисциплин», что требует разработки новых образовательных подходов к подготовке специалистов высокотехнологичных отраслей, отвечающих запросам работодателя и требованиям времени.
4) качественные и количественные изменения в кадровой структуре рынка труда, связанные с обновлением продукции и перечня предлагаемых услуг.
Исходя из этого, компетентный специалист среднего профессионального образования в аэрокосмической отрасли должен быть способен к формированию новых идей и их практической апробации, переносу знаний в практическую профессиональную деятельность и управлению техникой нового поколения.
Развитие кадрового потенциала на предприятиях аэрокосмической отрасли в настоящее время является приоритетом государственной кадровой политики [3], [4]., [5], [6], [7], [9], [10].
Применение наукоемких автоматизированных процессов, технологизация производства, глобальная информатизация — все это приводит к резкому возрастанию на производстве удельного веса диагностических задач и расширению потребности в специалистах среднего звена, сочетающих теоретическую подготовку с практикоориентированной.
В условиях автоматизированного производства такие специалисты становятся необходимыми на всех этапах подготовки и реализации производственного процесса - как при внедрении оборудования и технологий, так и в ходе их эксплуатации.
В настоящее время активно расширяется функциональный спектр специалистов среднего звена. Современное производство предъявляет новые требования к содержанию средней профессиональной подготовки технического профиля.
А.П. Беляева отмечает, что в соответствии с требованиями динамично развивающегося научно-технического прогресса необходима многопрофильная направленность специалиста среднего звена и многоуровневость его профессиональной подготовки [1].
На сегодняшний день специалисты со средним профессиональным образованием востребованы по таким основным направлениям:
Первое направление определяет область деятельности выпускников средних профессиональных учебных заведений в качестве конструкторов, техников-технологов, техников, программистов , механиков, мастеров.
Развитие второго направления связано с внедрением новых технологий, оборудования, повышением уровня интеллектуализации труда , когда основным содержанием деятельности современного рабочего становится управление технологическим процессом. Работа с наукоемкими автоматизированными системами, оборудованием по выпуску сложных, высокоточных изделий становится основной функцией современного рабочего, специалиста среднего звена.
С 2011 года в средних профессиональных образовательных учреждениях введены федеральные государственные образовательные стандарты, в которых определены основные положения подготовки высококвалифицированных специалистов [11].
С введением федеральных образовательных стандартов получение рабочей профессии с получением диплома о среднем профессиональном образовании становится обязательным требованием. Так, например, выпускник специальности 151901 «Технология машиностроения» должен получить профессию «Токарь» или «Оператор станков с ЧПУ», выпускник специальности 150230 «Сварочное производство» - «Электрогазосварщик» , «Сварщик ручной дуговой сварки» [11], [12].
Выбор профессии получаемой специалистами среднего звена определяется учебным заведением совместно с предприятиями региона.
Таким образом, при формировании основных образовательных программ средние профессиональные образовательные учреждения совместно с работодателями региона определяют набор профессиональных качеств выпускников среднего профессионального образования (СПО) для работы по высокотехнологичным рабочим профессиям.
Специалист среднего звена, включенный в производственный процесс, рабочий высокого класса, на сегодняшний день должен свободно оперировать понятиями, уметь анализировать свою производственную деятельность, находить причины сбоев в работе, давать им объяснения, должен обладать широкой профессионально-технической подготовкой и высокой общей культурой, проявлять высокую творческую активность в труде, полную самостоятельность и высокую профессиональную устойчивость, свободно ориентироваться во взаимодействии узлов и деталей машин и механизмов, уметь читать сложные чертежи, графики, кинематические схемы, выполнять эскизы, составлять технологические карты и пользоваться расчетными листами и паспортом станка, составлять программы при работе с разными типами оборудования (фрезерная, токарная группа станков).
Рассмотрим требования к подготовке рабочего по профессии «оператор станков с ЧПУ». При работе на станках с числовым программным управлением рабочий должен уметь подбирать и заказывать инструменты, определять оптимальные режимы резания, такие как скорость резания, подача, настраивать инструмент на , приводить в действие узлы станка и необходимую оснастку, контролировать бесперебойную работу, проверять и испытывать детали и уже готовые изделия на точность нужного размера и качество изготовления.
Для этого у выпускника СПО должны быть сформированы расчетно-вычислительные навыки, теоретическая и производственная подготовка, позволяющая охватить весь производственно-технологический процесс на своем участке.
Следовательно, в условиях научно-технического прогресса основным содержанием квалификации рабочего выступают, в первую очередь, глубокие и разносторонние профессионально-технические знания, являющиеся основой качественного выполнения все более возрастающего масштаба расчетно-аналитических, диагностических функций и функций управления технологическим процессом.
Процесс подготовки квалифицированного специалиста, работающего с высокотехнологичным оборудованием, должен включать в себя формирование таких качеств как способность к критическому и мобильному мышлению, творческому подходу, умение перестраиваться с одного объекта или вида профессиональной деятельности на другие, т.е. обладать качествами профессиональной мобильности.
Список литературы:
1. Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. – М.: Высшая школа, 1991. – 206 с.
2. Журнал «Экономика образования». 2001. № 6 (7). Ноябрь-декабрь
3. Закон РФ «Об образовании» 4
4. Кольга В.В. Концепция построения системы непрерывного аэрокосмического образования. – КГУ: Красноярск, 2006. – 159 с..
5. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года
6. Программа «Поддержание, развитие и исследование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы»
7. Стратегия создания в оборонно-промышленном комплексе системы многоуровневого непрерывного образования на период до 2015 года
8. Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года
9. Федеральная космическая программа России до 2015 года
10. Федеральной программе развития образования на 2013-2020 годы
11. Федеральный государственный образовательный стандарт
Среднего профессионального образования по специальности 151901 Технология машиностроения
12. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 150415 Сварочное производство