ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ОТРАСЛИ




Шувалова Марина Александровна,

преподаватель, ФГБОУ ВПО Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф.Решетнева, Россия, г. Красноярск

Компетентный специалист среднего профессионального образования в аэрокосмической отрасли должен быть способен к формированию новых идей и их практической апробации, переносу знаний в практическую профессиональную деятельность и управлению техникой нового поколения. Эти требования выдвигает современная инновационная экономика и технический прогресс происходящий во всех сферах аэрокосмической отрасли.

Ключевые слова: Ключевые слова: Среднее профессиональное образование,ФГОС СПО,требования работодателей к выпускникам,специалисты аэрокосмической отрасли.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Состояние и уровень развития предприятий высокотехнологичных отраслей экономики имеют первостепенное значение для обеспечения национальной безопасности государства и во многом определяют уровень технического перевооружения и технологического прогресса в важнейших сферах экономики.

Ракетно-космическая отрасль изначально ориентирована на создание объектов гражданского, военного и двойного назначения с использованием высокотехнологичного оборудования. Высокая наукоемкость конечного продукта стимулирует изобретения, открытия, оказывает сильнейшее влияние на развитие научно-технического прогресса.

Аэрокосмическая отрасль динамично развивается, чему способствуют следующие факторы:

-     технологическая революция в оборонно-промышленном комплексе, переход предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) к новому поколению техники (использование новых материалов, новых технологий, новой оснастки, инструментов, новых информационных систем);

-     высокие темпы накопления информации, а также её быстрое устаревание ( ежегодно обновляется 5 % теоретических и 20 % профессиональных знаний [2]);

-     увеличение потребности в высококвалифицированных специалистах аэрокосмической отрасли разного уровня и квалификации.

Анализируя подготовку специалиста аэрокосмической отрасли можно выделить следующие процессы, происходящие в науке, технике и образовании, определяющие необходимость повышения качества подготовки будущих техников-технологов [4]:

1) постоянный рост научно-технического потенциала отрасли, что требует от будущего специалиста умения генерировать новые идеи, объективно их оценивать, быстро реализовывать;

2) появление новых знаний, технологий, новых типов оборудования и производственных процессов, что требует их грамотного освоения и применения в производстве;

3) появление новых междисциплинарных направлений в аэрокосмическом образовании и ракетной технике. Наиболее значительные открытия и изобретения сегодня совершаются, как правило, «на стыке дисциплин», что требует разработки новых образовательных подходов к подготовке специалистов высокотехнологичных отраслей, отвечающих запросам работодателя и требованиям времени.

4) качественные и количественные изменения в кадровой структуре рынка труда, связанные с обновлением продукции и перечня предлагаемых услуг.

Исходя из этого, компетентный специалист среднего профессионального образования в аэрокосмической отрасли должен быть способен к формированию новых идей и их практической апробации, переносу знаний в практическую профессиональную деятельность и управлению техникой нового поколения.

Развитие кадрового потенциала на предприятиях аэрокосмической отрасли в настоящее время является приоритетом государственной кадровой политики [3], [4]., [5], [6], [7], [9], [10].

Применение наукоемких автоматизированных процессов, технологизация производства, глобальная информатизация — все это приводит к резкому возрастанию на производстве удельного веса диагностических задач и расширению потребности в специалистах среднего звена, сочетающих теоретическую подготовку с практикоориентированной.

 В условиях автоматизированного производства такие специалисты становятся необходимыми на всех этапах подготовки и реализации производственного процесса - как при внедрении оборудования и технологий, так и в ходе их эксплуатации.

 В настоящее время активно расширяется функциональный спектр специалистов среднего звена. Современное производство предъявляет новые требования к содержанию средней профессиональной подготовки технического профиля.

 А.П. Беляева отмечает, что в соответствии с требованиями динамично развивающегося научно-технического прогресса необходима многопрофильная направленность специалиста среднего звена и многоуровневость его профессиональной подготовки [1].

На сегодняшний день специалисты со средним профессиональным образованием востребованы по таким основным направлениям:

  •  на должностях среднего звена инженерно- технических работников;
  •  в особо сложных рабочих профессиях.

Первое направление определяет область деятельности выпускников средних профессиональных учебных заведений в качестве конструкторов, техников-технологов, техников, программистов , механиков, мастеров.

Развитие второго направления связано с внедрением новых технологий, оборудования, повышением уровня интеллектуализации труда , когда основным содержанием деятельности современного рабочего становится управление технологическим процессом. Работа с наукоемкими автоматизированными системами, оборудованием по выпуску сложных, высокоточных изделий становится основной функцией современного рабочего, специалиста среднего звена.

С 2011 года в средних профессиональных образовательных учреждениях введены федеральные государственные образовательные стандарты, в которых определены основные положения подготовки высококвалифицированных специалистов [11].

С введением федеральных образовательных стандартов получение рабочей профессии с получением диплома о среднем профессиональном образовании становится обязательным требованием. Так, например, выпускник специальности 151901 «Технология машиностроения» должен получить профессию «Токарь» или «Оператор станков с ЧПУ», выпускник специальности 150230 «Сварочное производство» - «Электрогазосварщик» , «Сварщик ручной дуговой сварки» [11], [12].

 Выбор профессии получаемой специалистами среднего звена определяется учебным заведением совместно с предприятиями региона.

Таким образом, при формировании основных образовательных программ средние профессиональные образовательные учреждения совместно с работодателями региона определяют набор профессиональных качеств выпускников среднего профессионального образования (СПО) для работы по высокотехнологичным рабочим профессиям.

Специалист среднего звена, включенный в производственный процесс, рабочий высокого класса, на сегодняшний день должен свободно оперировать понятиями, уметь анализировать свою производственную деятельность, находить причины сбоев в работе, давать им объяснения, должен обладать широкой профессионально-технической подготовкой и высокой общей культурой, проявлять высокую творческую активность в труде, полную самостоятельность и высокую профессиональную устойчивость, свободно ориентироваться во взаимодействии узлов и деталей машин и механизмов, уметь читать сложные чертежи, графики, кинематические схемы, выполнять эскизы, составлять технологические карты и пользоваться расчетными листами и паспортом станка, составлять программы при работе с разными типами оборудования (фрезерная, токарная группа станков).

Рассмотрим требования к подготовке рабочего по профессии «оператор станков с ЧПУ». При работе на станках с числовым программным управлением рабочий должен уметь подбирать и заказывать инструменты, определять оптимальные режимы резания, такие как скорость резания, подача, настраивать инструмент на , приводить в действие узлы станка и необходимую оснастку, контролировать бесперебойную работу, проверять и испытывать детали и уже готовые изделия на точность нужного размера и качество изготовления.

Для этого у выпускника СПО должны быть сформированы расчетно-вычислительные навыки, теоретическая и производственная подготовка, позволяющая охватить весь производственно-технологический процесс на своем участке.

Следовательно, в условиях научно-технического прогресса основным содержанием квалификации рабочего выступают, в первую очередь, глубокие и разносторонние профессионально-технические знания, являющиеся основой качественного выполнения все более возрастающего масштаба расчетно-аналитических, диагностических функций и функций управления технологическим процессом.

Процесс подготовки квалифицированного специалиста, работающего с высокотехнологичным оборудованием, должен включать в себя формирование таких качеств как способность к критическому и мобильному мышлению, творческому подходу, умение перестраиваться с одного объекта или вида профессиональной деятельности на другие, т.е. обладать качествами профессиональной мобильности.

 

Список литературы:

1.   Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. – М.: Высшая школа, 1991. – 206 с.

2.   Журнал «Экономика образования». 2001. № 6 (7). Ноябрь-декабрь

3.   Закон РФ «Об образовании» 4

4.   Кольга В.В. Концепция построения системы непрерывного аэрокосмического образования. – КГУ: Красноярск, 2006. – 159 с..

5.   Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года

6.   Программа «Поддержание, развитие и исследование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы»

7.   Стратегия создания в оборонно-промышленном комплексе системы многоуровневого непрерывного образования на период до 2015 года

8.   Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года

9.   Федеральная космическая программа России до 2015 года

10. Федеральной программе развития образования на 2013-2020 годы

11.  Федеральный государственный образовательный стандарт

Среднего профессионального образования по специальности 151901 Технология машиностроения

12.  Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 150415 Сварочное производство

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»