Институт семьи всегда находился в центре внимания социологии, психологии и других смежных дисциплин. Семья имеет двойственный характер: с одной стороны - социальный институт, с другой - малая группа, которая развивается и функционирует по своим законам.
Э.Г. Эйдемиллер (1999) определяет семейные представления как «внутреннюю картину (образ) семьи», включающий представления индивида о самом себе, своих потребностях, возможностях, о других членах семьи, с которыми индивида связывают семейные отношения, и о характере этих отношений. Т.М. Мишина (1983) рассматривает «образ семьи», «образ мы»» как феномен семейного самосознания, семейной идентичности - целостное, интегрированное образование, функцией которого является регуляция поведения и согласование позиций семьи [1, с. 15].
Широкий круг явлений семейной жизни, касающийся внутренних причин, активизирующих деструктивные тенденции и приводящие к изменению личности, в настоящее время мало изучен в социальной психологии. В этом контексте А.J. Ferreira (1963) изучал семейные постулаты, ритуалы семьи как «семейные мифы», означающие, по его мнению, определенные защитные механизмы, используемые для поддержания единства в дисфункциональных семьях. Синонимами семейного мифа, по Э.Г. Эйдемиллеру, В.В. Юстицкому (1990) являются семейные «верования», «убеждения», «семейное кредо», «ролевые экспектации», «согласованная защита», «наивная семейная психология» [2, с. 558]. J. Bossard (1949) и M. Morval (1998), считают, что важными функциями семейных ритуалов являются и регуляция поведения, социальное обучение, передача верований, установление личной и семейной идентичности. Н. Пезешкиан (2001) использует понятие «семейной концепции», которая определяет стратегию переработки конфликтов, структуру мировоззрения, структуру отношений, вытекающие из критических переживаний семьи.
Деструктивные паттерны поведения могут прослеживаться в семейных историях, передающихся из поколения в поколение; имеющийся образ семьи («семейный сценарий», «семейный миф») служить ритуальным защитным механизмом для поддержания единства семьи, сохранения целостности личности (В.И. Брутман, А.Я. Варга, И.Ю. Хамитова, 2000; А.J. Ferreira, 1963; J. Byng-Hall, 1973; S. Palazzoli et al., 1980; С. Whitaker, 1998 и др.).
Представители трансгенерационной и межгенерационной семейной терапии (M. Bowen, 1978, 1987; C. Whitaker, A. Napier, 1980 и др.) интерпретируют возникновение деструктивных семейных представлений как эволюцию текущих трансакционных паттернов в ряду поколений. Одним из ряда факторов, влияющих на возникновение семейного мифа, также является «психологическая» наследственность, «синдром предков» (А.А. Шутценбергер, 2001) [3, с.135].
И. Бузормени-Надь (1973) выделяет понятия лояльности семье, парентификацию и семейный миф, с помощь который деструктивный образ семьи передается трансгенерационным способом [3, с.29-33].
Н. Абрахам, М. Тёрёк (1967, 1978), связывают возникновение деструктивного образа семьи с феноменом «склепа» и «призрака», которые «внедряются» в потомка вследствие травмы или семейной тайны, часто обусловленной несправедливыми событиями (родственник, умерший во время войны, или оставшийся без погребения; убийство, инцест, тюрьма).
Итак, в настоящее время можно увидеть немало существующих определений и понятий образа семьи, в которых четко можно выделить общие признаки: 1) образ семьи - это социально-психологический феномен (целостное, интегрированное образование), представляющий собой семейное самосознание, семейную идентичность; 2) одной из наиболее важных функций образа семьи является целостная регуляция поведения семьи, согласование позиций отдельных ее членов; 3) образ семьи определяется через основные компоненты структуры семьи как системы; 4) образ семьи обычно функционирует в рамках правил семейной системы и главным образом на бессознательном уровне; 5) деструктивный образ семьи обычно возникает на почве неразрешенного конфликта, тайны, несправедливого отношения к семье и выступает в качестве семейного мифа, который согласно принципу синхронии К.-Г. Юнга и эффекта незавершенного действия Б.В. Зейгарник передается внутри рода от поколения к поколению и приводит к возникновению деструктивных явлений.
Список литературы:
1. Семейная психотерапия: Хрестоматия / Сост. Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В. - СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
2. Карвасарский Б.Д. (общая редакция) Психотерапевтическая энциклопедия.- СПб.: Питер Ком, 1999. – 752 с.
3. Шутценбергер А. Синдром предков. Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 240 с.