В наше время общество давно перестало быть монокультурным. Мир в человеческом понимании стал более многогранен и широк. Поликультурное общество – это наше настоящее.
Стремление Российской Федерации к равноправному и конкурентоспособному существованию в международном экономическом и образовательном пространстве, вызванное процессами глобализации, влечет за собой трансформацию всей системы образования. Современная модель выпускника международного уровня должна содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми и народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов [1,с.77].
На данный момент развитие поликультурного образования детей и молодежи остается актуальной проблемой для всей России. Необходимо рассматривать национально-культурное основание процесса воспитания, под которым понимается систематическое приобщение студентов к культурным и духовно-нравственным традициям, базовым национальным ценностям, использование в процессе обучения и воспитания нескольких языков.
Основной целью учреждений с многонациональной и многокультурной средой становится подготовка воспитанников к последующей самостоятельной жизни в условиях межкультурного взаимодействия; формирование позитивного социального опыта и интеграции в многонациональное сообщество; развитие поликультурной составляющей личностного образования. При этом изучение народных традиций, творческие вечера, предметные и литературные недели, экскурсии, выставки и другие формы образовательного процесса выступают как идеальное средство поликультурного образования, поддержки и разностороннего развития личности обучающегося. Очевидно, что каждому образовательному учреждению присуща своеобразная социокультурная среда. Таким образом, поликультурное образовательное пространство выступает как активный фактор формирования самоопределения, саморазвития и самореализации личности обучающегося [2,с.55].
В то же время образовательные учреждения нуждаются в более глубоком методическом и научно-практическом обосновании поликультурного образовательного пространства, которое призвано обеспечить каждому молодому жителю, независимо от национальности, социального происхождения и традиций, равные условия для гармоничного развития в широком и культурном контексте, способствовать формированию общечеловеческих ценностей, воспитанию гражданина мира. А также сохранять традиции; открывать новые культурные перспективы; ориентировать на разнообразие и открытость в отношении новых культур, вероисповеданий; формировать у обучающегося как полноценную личность, способную к принятию разных культур и бережному к ним отношению.
Таким образом, поликультурная образовательная среда выступает как социально-воспитательная и образовательная категория и решает следующие задачи: вхождения, интеграции личности в национальную и мировую культуру, ее идентификации с другими культурами; формирования толерантных качеств личности, гуманности в отношении инокультуры; обеспечения интеркультурной коммуникации, развития умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями других культур и формирования правильного национального самосознания [3,с.45]. Это придаст воспитательному и образовательному потенциалу России открытость и устойчивость.
Список литературы:
Статья из журнала:
1, Ильязова М.Д. Модель выпускника вуза в рамках компетентностного подхода // Современные наукоемкие технологии. 2006. № 3. С. 77−78.
Монографии,диссертации:
2, Коновалова Л.В. Теория и практика формирования этнокультурной компетентности педагогов в процессе непрерывного образования: монография. Ставрополь, 2010. С 55.
Источник из интернета:
3, Панина С.В., Залуцкая С.Ю. Языковая личность и поликультурное образовательное пространство северо-востока России // Развитие системы образования – обеспечение будущего. В 3 книгах. Одесса, 2013. Кн. 2. С. 45−60. – Режим доступа: http://www.teoria-practica.ru/-7-2013/pedagogics/panina-zakharova.pdf, свободный.