ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ




Зиннатуллина Гульзара Фазулрахмановна,

Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева, доцент, Татарстан, г. Казань.

В данной статье говорится об одном из актуальных проблем современного образования – о поликультурном образовании как основа профессиональной, социальной и личностной идентичности студентов. Дается описание поликультурной среде вуза и условия формирования толерантности студентов в поликультурной среде.

Ключевые слова: Ключевые слова: поликультурное образование,толерантность,поликультурная среда вуза.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


На территории Республики Татарстан проживают представители более чем 80 национальностей: русские, татары, чуваши, украинцы, башкиры, марийцы, мордва, удмурты, турки, узбеки, таджики, армяне и другие. Развитие возможно только на принципах равноправия, толерантного отношения к разным проявлениям человеческой самобытности. В нашей стране социальная ситуация характеризуется увеличением межкультурных и межэтнических контактов. В качестве необходимого условия общения людей разных культур, этнических и межконфессиональных групп выступает толерантность. Развитие гуманного общества невозможно без развития и повышения уровня толерантного сознания, толерантного поведения, толерантных отношений современного человека и общественного сознания в целом.

Умение принять иную точку зрения становится одним из критериев человека, обладающего устойчивыми социальными и нравственными убеждениями, способного усваивать и перерабатывать новую информацию, способного к социальной адаптации и социальному творчеству. Исходя из этого, формирование толерантности выступает и как условие успешного развития современного общества, и как социальный заказ системе образования.

Формирование толерантности студентов в поликультурной среде вуза будет эффективным, если изучен феномен толерантности и конкретизировано понятие «толерантность студентов», охарактеризована поликультурная среда вуза и ее потенциал, предложена структурно-функциональная модель формирования толерантности студентов в условиях поликультурной среды вуза, разработан и реализован комплекс педагогических условий и средств, способствующих формированию толерантности студентов, использован диагностический инструментарий, позволяющий изучить реальный уровень толерантности и определить степень ее сформирования у студентов вуза. (Абакумова И.В., Ермаков П.Н., 2003).

«Толерантность студентов» — спектр личностных проявлений уважения, принятие и правильное понимание студентами богатого многообразия культур мира, ценность другого; отражение доброжелательности, проявляющихся в активном отношении, общении, поведении, разрешении конфликтных и проблемных ситуаций. (Асмолов А.Г., 2002).

«Поликультурная среда вуза» представляет собой духовно насыщенную атмосферу деловых и межличностных контактов, обусловливающую кругозор, стиль мышления и поведения, включенных в нее субъектов, и стимулирующую в них потребность приобщения к общенациональным и общечеловеческим духовным ценностям; пространство позитивного взаимодействия индивидов, групп, культур, представляющих разные этносы, культуры, религии и т. п.; учреждение с много культурным контингентом, включающим разновозрастной, многонациональный и разно-конфессиональный профессорско-преподавательский и студенческий состав, призванным удовлетворить образовательные, социокультурные и адаптивные потребности обучающихся.

Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева (КНИТУ-КАИ) представляет собой учреждение с много культурным контингентом, включающим разновозрастной и многонациональный профессорско-преподавательский и студенческий состав, призванным удовлетворить образовательные, социокультурные и адаптивные потребности обучающихся. Основным условием формирования толерантности студентов в поликультурной среде нашего вуза является: а) единство учебной и внеаудиторной деятельности студентов в поликультурной среде вуза; Во внеаудиторную деятельность наших студентов мы включаем, например, посещение разных музеев, театров и достопримечательностей нашего города с последующей дискуссией, чтение классической и современной художественной литературы на русском и татарском языках с последующим анализом, также участие в республиканских, университетских олимпиадах, разных конкурсах научно-исследовательских работ студентов, международных, республиканских, региональных научно-практических конференциях и семинарах. б) информационно-психологическое просвещение с целью повышения уровня информированности по проблеме толерантности и обучение студентов (спецкурс, тренинги, упражнения и пр.); в) личностно-ориентированное взаимодействие «студент -преподаватель», при котором реализуются навыки коммуникативной толерантности и возникают предпосылки для успешного развития духовно-нравственных качеств. Личностно-ориентированному взаимодействию «студент — преподаватель» свойственны следующие особенности: личное равенство педагога и студента, «субъект-субъектные» отношения; сосредоточенность педагога на потребностях студента; сотрудничество и согласие; свобода дискуссии, передача норм и знаний как личностного опыта, требующего индивидуального осмысления; стремление к творчеству, личностному и профессиональному росту; стремление к объективному контролю за деятельностью учащихся, индивидуальному подходу к учету полимотивированности их поступков.

В нашем университете обучаются студенты не только Ближнего, но и Дальнего Зарубежья. Это, в основном, бакалавры и магистры из Китая, арабских стран: Ливии, Сирии. Они изучают русский язык как иностранный. Русский язык - один из самых трудных для усвоения языков. Необходимость запоминать множество падежных окончаний, предлогов, видовую систему глаголов и многое другое трудны для понимания иностранцев. К тому же, в русском языке много исключений. И научить иноязычного студента не только понимать, но и самому продуцировать речь - процесс долгий и непростой, это результат многодневного кропотливого труда каждого отдельно взятого преподавателя и нашего коллектива в целом. Овладение любым иностранным языком невозможно без знания культуры (то есть литературы и страноведения) страны изучаемого языка. Чтобы усвоить язык, нужно не язык изучать, а окружающий мир, культуру, традиции, обычаи с его помощью. Желание говорить появляется у человека только в реальной или воссозданной ситуации, затрагивающей говорящих. Студенты-иностранцы учатся вести диалог по телефону, в аптеке, в транспорте, в магазине, в больнице. Преподаватели объясняют логику поведения российского человека, рассказывают об особенностях русской и татарской культур. От первых преподавателей, которыми становятся сотрудники кафедры русского и татарского языков, требуется максимум такта, отзывчивости и внимания к своим ученикам.

Сегодня поликультурное образование все более начинает осознаваться нашим обществом как сфера инвестиций в человека, в лучшее будущее Российского государства. Ученикам и воспитанникам как никогда нужны высокий профессионализм, гражданская позиция и педагогическая культура работников образования. Реализовать лучшие идеи поликультурного образования может только учительство, понимающее и принимающее задачи образования на современном этапе.

 

Список литературы:

1. Абакумова И.В., Ермаков П.Н. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании, 2003.

2. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. – М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»