На протяжении последних более чем десяти лет основные тенденции в модернизации и реформирования высшего образования в России связываются с Болонским процессом. На сегодняшний день под его эгидой в рамках национальных систем высшего образования европейских стран, по сути, формируется система интеграции образовательных стандартов учебной деятельности. Следующий, практический этап интеграции должен сопровождаться поиском общих подходов к развитию новых учебных программ, совершенствованием содержания учебной деятельности. Вместе с тем, реализация болонских соглашений пока сопровождается рядом сложных моментов на уровне национальных систем образования и в основном ассоциируется с сопоставлением результатов учебной деятельности в вузе, созданием общей модели высшего образования. Поскольку Россия приняла Болонскую декларацию и должна участвовать в разработке других документов Европейского Союза в сфере образования, российские вузы должны иметь общую стратегию развития Болонского процесса на уровне учебного процесса, в рамках которой оставалось бы место, как для реализации принципов Болонского процесса, так и для развития национальных приоритетов образования.
Подобная работа уже давно осуществляется в вузах Европы, ранее вступивших в процесс интеграции и менее обремененных разницей в подходах к образовательной деятельности, чем российские вузы. Поэтому необходимо определить в отечественном педагогическом наследии и опыте наиболее благоприятные теоретико-методологические условия формирования основ поликультурного содержания учебной деятельности (процесса).
Учебная деятельность является основой, определяющей категорией дидактики высшей школы. Именно в ее рамках должны реализовываться усилия по формированию поликультурного пространства высшего образования. Кроме того, в рамках модернизации системы высшего образования воздействию подвергается большинство составных элементов учебной деятельности. Ее содержание, качественные характеристики взаимосвязаны с сложившейся теорией и практикой образования, его традициями и системой.
Несмотря на то, что содержание Болонской декларации и других европейских документов предполагает создание поликультурного пространства европейской системы образования, а университеты, высшие учебные заведения, академии рассматриваются, как автономные учреждения, способные внутри обществ с различной организацией распространять общую культуру путем преподавания, тем не менее, в рамках Болонских соглашений не были отработаны конкретные четкие механизмы организации учебного процесса в соответствии с принципами поликультурности и учета региональных особенностей в европейской политике интеграции образования.
Всемирная энциклопедия образования говорит о том, что поликультурное образование – это основная часть современного образования, которая способствует усвоению знаний о культуре других народов, усвоению общего и различного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов, воспитанию подрастающего поколения в системе уважения других культурных систем.
Термин «поликультурное образование» является производным от понятия «multicultural education» и сформировался в западной педагогике в 70-е гг XX в. Авторы связывают с ним отражение в педагогической науке идеалов культурного плюрализма в сфере просвещения. В международном педагогическом словаре «multicultural education» охарактеризовано как «педагогический процесс, в котором репрезентированы две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку»
В Европе вопросы поликультурного образования и воспитания являются центральными для педагогической теории, начиная с 1988 г., когда эта тема стала подниматься на конференциях Европейского общества сравнительной педагогики (ЕОСП). Поликульторность должна стать основным педагогическим принципом, основанном на взаимопонимании и культурном обмене.