+7 989 669 15 15



Поликультурное воспитание на уроках Литературы




Фазулзянова Лейля Рифкатовна

учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 10», г. Казань.

Статья посвящена поликультурному воспитанию на уроках литературы. Только при таком подходе к изучению литературы можно сформировать у ученика глобальное понимание исторической и межкультурной ценности каждой нации, каждого народа и каждой отдельно взятой личности. Такой контекст приобретает новое качество - творческое взаимодействие ученика и учителя через материал художественной словесности.

Ключевые слова: Ключевые слова: Поликультурное образование,толерантность,гуманизация воспитания,межнациональных отношений.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Обращение к поликультурному воспитанию как к средству воспитания детей в духе толерантного общения сейчас очень актуально. Необходимость воспитывать подрастающее поколение в рамках толерантности, за что ратуют передовые педагоги современности, предполагает терпимость к инакомыслию: вероисповеданию, языковой основе, политической сфере. Поликультурное воспитание - неотъемлемая часть духовного феномена народных масс.

Считается, что категория «поликультурное образование» –наиболее ёмкое понятие, поскольку приставка «поли-» указывает на разнообразие культур, ступеней их развития в социальной группе. Обосновано мнение тем, что в многонациональных государствах (США, Канада, Россия и др.) поликультурное образование получило статус государственной политики.

Цель поликультурного воспитания - способствовать с помощью школы и других образовательных институтов, семьи и общественных организаций созданию в России демократического государства.

Поликультурное воспитание исходит из идеи, что все школьники, независимо от этнического происхождения, родовой и половой идентичности, религиозных, классовых, языковых, образовательных и других культурологических характеристик, должны иметь равные возможности получать полноценное образование и воспитание, уважение и внимание, а также социальное развитие в соответствии со своими потребностями. Оно признает уникальность каждой культурной группы в школе и признает те из них, которые носят конструктивный социальный характер, и отвергает авторитарность, навязывание ценностей, насилие над учеником.

Поликультурное воспитание - это есть педагогическая попытка помочь учащимся понять свою культуру, роль обобщений и стереотипов в коммуникации между различными культурами, осознать свое «Я».

В наше время, когда школа является едва ли не единственным общественным институтом, реально занимающимся воспитанием подрастающего поколения, очень важным является усовершенствование предмета литературы. Так как именно этот предмет помогают формировать активного субъекта общества, формировать отношение к тем или иным процессам, происходящим в мире, формировать гражданскую позицию.

Модернизация литературного образования предопределяет поликультурный подход квыстраиваниюконцепции школьного преподавания литературы. Поликультурное воспитание средствами урока литературы является его приоритетной задачей. Поэтому актуальным становитсяместо литературы в жизни, сознании, душе ребенка-подростка, роль литературы в формировании поликультурной личности, изучающей не только русскую литературу, но и литературу других народов.

Благодаря фольклорной сказке учащиеся пятого класса овладевают внутренним смыслом понятия «национальное». Мы сравниваем особенности русской культуры с традициями башкир, арабов, немцев, французов, англичан. Из сказки о Синдбаде-мореходе учащиеся узнают о культурных традициях Востока. Например, о том, что поведение гостя подчиняется определенному ритуалу: при входе – пожелание мира присутствующим в доме, благословение, целование земли.

Изучение мифологии народов мира в шестом классе раскрывает специфику национального художественного мышления. Сравнивая модели мироустройства у разных народов ученики обнаруживают родство разных культур и верований, нравственных представлений. В канву всякой национальной культуры тончайшими нитями вплетена религия. Учащиеся знакомятся с Библией и сурами Корана, величайшими сокровищницами общечеловеческих идеалов: уважения к старшим, трудолюбия, доброты, справедливости. Кроме того, мы обращаемся к пушкинскому творчеству («Пророку», «Станционному смотрителю», «Подражанию Корану»), наглядно демонстрирующему связи русского национального сознания с древнегреческой, библейской, мусульманской мифологией. Знания христианской и мусульманской мифологии закрепляются при изучении повести М.Пришвина «Черный араб», что свидетельствует о диалоге и взаимовлиянии культур.

На уроках по изучению произведений современных писателей рассказов "Уроки французского” В. Распутинаи Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» группе ребят была предложенаисследовательская работа, основными задачами которой были: привести примеры из текстов произведений, характеризующие любовь к родным местам, уважение к старшим, отношение подростков друг другу, к учебе; выявить общие высокие моральные качества людей, которые ценят разные народы; определить, какие качества людей отражены в рассказах Ф. Искандера и В.Распутина. Такое сопоставительное изучение способствует воспитанию поликультурной личности, обладающей высокими нравственными качествами. Тем самым у детей формируется межнациональная толерантность, умение видеть особенности своей культуры в контексте культур других народов и мировой культуры в поликультурном мире. 

В седьмом классе учащиеся пытаются овладеть образным языком древнерусской словесности, запечатлевшей долгий путь духовного развития наших предков, принявших христианство в Х веке и испытавших не только его нравственное воздействие, но и культурное влияние Византии, сохранивших, однако, свою самобытность. Изучение памятников древнерусской литературы: «Поучения Владимира Мономаха», «Повести о Горе-Злочастии», «Домостроя»», «Слова о полку Игореве» - дает возможность осознания менталитета русского человека. А обращение к творчеству Пушкина, Лескова, Блока, Кедрина позволяет увидеть русское средневековье с разных точек зрения: в шедеврах русской классики открывается сокровенный смысл духовного наследиядревних русичей и его сохранность в нравственном сознании последующих поколений.

В восьмом классе особо важным представляется патриотическое воспитание: прославление величия и могущества Российского государства – при изучении произведений эпохи Просвещения (од Державина, Ломоносова, Радищева, сатиры Фонвизина), формирующих у учащихся гражданское сознание. Восьмиклассники начинают понимать, что такое истинный патриотизм, что нужно для того, чтобы быть гражданином своей страны.

В девятом классе ученики приходят к новому пониманию человека в его связях с национальной историей первой половины XIX векаПриоритетным становится духовно-нравственный аспект поликультурного воспитания. Истинное мировое культурное значение русской литературы невозможно увидеть вне контекста зарубежной. Традиции, заложенные, например, западноевропейскими романтиками, оказали влияние на развитие русского романтизма в первой половине XIX века, хотя новаторство последнего несомненно.

Поликультурное воспитание на уроках литературы обладает рядом особенностей: гуманистической направленностью каждого урока; ориентацией на общечеловеческие ценности; воспитанием чувства патриотизма; формированием гражданской позиции и национального самосознания посредством художественного слова. Только при таком подходе к изучению литературы можно сформировать у ученика глобальное понимание исторической и межкультурнойценности каждой нации, каждого народа и каждой отдельно взятой личности.Такой контекстприобретает новое качество - творческое взаимодействие ученикаи учителя через материалхудожественной словесности.

Таким образом, воспитание души не менее важно, чем просвещение умов. Национальная культура воспитывает душевность, сердечное отношение к живым, реальным людям. Любая национальная культура в своем ядре – общечеловеческая культура. В этом смысле истинно национальное интернационально.

Знакомство учащихся с языком, культурой, бытом других народов позволит на практике сформировать принцип бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества. А расширение знаний учащихся о народах, живущих рядом, дает возможность формировать взаимную терпимость и естественную готовность к продуктивному межнациональному и межкультурному взаимодействию.

Список литературы:

1. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999. - 208 с.

2. Дмитриев Г.Д. Всем сестрам по серьгам, или учебный стиль ученика: как с ним работать // Школьные технологии. 1998. № 4

3. Народы России: Энциклопедия / [Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Рос. АН]; Гл. ред. В.А. Тишков М. : Большая рос. энцикл., 1994.

4.Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования / В. П. Борисенков, О. В. Гукаленко, А. Я. Данилюк; Российская акад. образования, Междунар. Славянская акад. образования им. Я. А. Коменского Москва: Педагогика, 2006.

5. Развитие Личности. Опыт. Проблемы. Поиски. Материалы 2-й Московской городской научно-практической конференции 15 - 16 февраля 1994. - М., 1994.

6. Слово и культура / Под ред. Т.А. Агапкина. - М.: Индрик, 1998. - Т. 1

7. Тишков В.А. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. - М., 1996.

8. Толерантность и согласие: материалы международной конференции «Толерантность, взаимопонимание и согласие». Якутск, июнь 1997 / Отв. ред. В.А. Тишков. - М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1997.

9. Ямбург Е. Школа для всех. - М.: Новая школа, 1997.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-117
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 января 2018 г.
P-415
Направления: педагогика,психология
Прием материалов 25 января 2018 г.
E-117
Направления: социология,экономика
Прием материалов 25 января 2018 г.