На сегодняшний день преступность не стоит на месте – появляются все более изощренные методы насилия, виды преступлений множатся. В этой связи актуальным становится восприятие и эмпатия противоправных поступков субъекта – сугубо негативное с точки зрения сознания простого обывателя. В философской энциклопедии приведена следующая дефиниция обыденного сознания, в соответствии с которой объективируется то сознание, которое включено в человеческую практику без специальной «сформированности», как то: наука, искусство, философия [1]. Аналогом обыденного сознания, в философском смысле является понятие лингвистической науки – картина мира, под которой понимается своего рода психическая проекция объективного мира в сознании конкретного индивида.
Языковое сознание предполагает некую результативность взаимодействия системы ценностей человека с мотивами его поведения, установками, интенциями и эксплицируется в создаваемых человеком текстах. Таким образом, данный вид сознания проецирован на оязыковление тех внутренних убеждений, которые рождаются в сознании индивида.
В современном мире преступлением считается сознательно совершенное общественно опасное деяние, наказуемое в соответствии с уголовным кодексом; девиантное поведение; опасный вид социальной патологии. Следовательно, преступник всегда ассоциировался в обыденном сознании с нарушителем закона, злодеем, беззаконночинствующим субъектом, так как ущерб мог быть нанесен не только конкретному человеку, но и, в целом, обществу, что будет способствовать социальной деградации.
Гетерогенная номинация используется в отношении тех, кто совершил особо тяжкие преступления – такого рода преступников часто именуют «монстр», «психопат», «зло».
Наиболее полное толкование слову «монстр» дано в толково-словообразовательном словаре русского языка – «монстр м. 1) Существо - животное, человек - с врожденными недостатками; чудовище, урод. 2) перен. Тот, кто резко - и обычно в худшую сторону - отличается от других своими нравственными качествами» [2,с.954]. Дефинируя, автор актуализирует совокупную составляющую признаков субъекта, именуемого монстром – признаки человека и животного (ранее бытовала версия о существовании оборотней). Как видим, ничего общего с трактовкой данного феномена с точки зрения юридической науки нет.
Именуя преступника лексемой «психопат», подчеркиваются отклонения в психике субъекта, помутнение рассудка, когда человек не до конца отдает отчет своим действиям. «Зло» - феномен морали, которая является главным критерием определения последствий в результате противоправного действия.
Отметим, что перечисленное выше совершенно снимает применение наказания в отношении лиц, получивших такого рода номинацию. А в действительности должно быть все наоборот. Зачастую человек пытается заранее отгородиться от «монстров», «зла» и «психопатов», когда необходимо попытаться установить мотив, причину совершения преступления. Именуя преступников, субъект инстинктивно стремится прочертить невидимую линию между собой – как положительным субъектом, а значит – не способным на злодеяние, и «монстром» - совершающим ужасные поступки, уносящие порой жизни людей. Констатация очевидностей может быть детерминирована в последствии зарождением такого же девиантного поведения преступника у простого человека (такого рода поведение инициируется внешними обстоятельствами, в которые попадает субъект, которые несут стрессогенную характеризацию и длительно воздействуют на психику).
Представленная номинация не является полной, а содержит лишь наиболее популярные именования преступников с точки зрения простого обывателя. Нами было наглядно продемонстрировано стремление обывателя с учетом собственной картины мира примитивно (примитивный – уходящий корнями глубоко в древность) осуществить номинацию преступников, отметив при этом проявления у них животного начала, психопатологичности, безнравственности с точки зрения норм морали поступков.
Список литературы: