Вопросы профессионального становления личности в настоящее время являются весьма актуальными в психолого-педагогической науке. Особое внимание современные исследователи уделяют акмеологическим аспектам развития специалистов, которое учитывает как личностные особенности развития, так и социальные факторы, влияющие наданный процесс [1, с. 112-121]. Детально изучаются методические аспекты обеспечения профессионального становления и развития специалиста [2, с. 132-170]. Подробно рассматриваются этапы профессионального становления и развития специалистов, распределяемые на систему их подготовки в вузе и сферу профессиональной деятельности [3, с.71].
В истории отечественной педагогики имеется опыт построения траектории профессионального роста советского человека, которому с позиций современности сложно дать однозначную оценку. Период 60-80-ых годов в СССР отмечен стремительным ростом профессионального образования, развитием на производстве системы подготовки и переподготовки кадров. С одной стороны государством были созданы условия для построения траектории профессионального становления через получение среднего общего и профессионального образования, а затем включения в процессы подготовки и переподготовки без отрыва от производства, с максимальным учетом производственных потребностей. С другой стороны процессы профессионального роста были детерминированы извне, определялись внешними факторами, не учитывались аспекты саморазвития.
В условиях административно-командной системы профессиональная деятельность была главным образом предопределена «сверху» значимыми общественными задачами, ступени образования были четко обозначены, как и направления профессиональной подготовки и переподготовки работника. Государство гарантировало советскому человеку получение бесплатного доступного общего и профессионального образования, через систему распределения выпускников обеспечивало дальнейшее трудоустройство в соответствии с избранной специальностью, «заботилось» о росте профессионального мастерства и своевременном повышении квалификации в соответствии с потребностями производства. На всех крупных предприятиях существовала унифицированная, единообразная, централизованная система подготовки кадров, деятельность которой предопределялась указаниями и постановлениями вышестоящих партийных государственных органов. Специально созданные на предприятиях структуры: отделы подготовки кадров, Советы по работе с кадрами организовывали деятельность согласно спущенным сверху планам, по итогам работы составляли многочисленные отчеты и справки.
В процессе подготовки необходимых рабочих, ИТР, руководящих кадров использовались разнообразные формы: вечерние отделения в ШРМ; подготовительные отделения для поступления в вузы и техникумы (без отрыва от производства, рабфак, одно и двухмесячные подготовительные курсы в вузах); обучение в вузе либо техникуме по направлению от предприятия по очно, заочной и вечерней формам; повышение квалификации на курсах при вузах, НИИИ, обмен опытом и стажировки на предприятиях, учеба НОТ. Инновационной формой организации обучения ИТР и руководящих кадров, стали Народные университеты на производстве.
Построение траектории профессионального роста работника брали на себя партийные, комсомольские и профсоюзные организации, знающие потребности каждого члена советского общества. В процессе подготовки высококвалифицированных кадров и повышении их квалификации создавалось ощущение стабильности и защищенности со стороны государства: правящая партия и советское правительство обеспечивали социальную поддержку, проявляли заботу о кадрах, создавали благоприятные внешние условия для их профессионального роста. Но процесс обучения не затрагивал личностных мотивов работников, а это влекло потерю их индивидуальности. Система подготовки кадров, ориентированная на количественные показатели, не оказывала ожидаемого позитивного влияния на эффективность развития производства.
В условиях освоения новых территорий и стремительного развития производства требовалось привлечение больших потоков людей из других регионов страны. В этой ситуации человеческие ресурсы рассматривались как средство достижения грандиозных планов развития народного хозяйства, как сила, необходимая для успешного освоения природных богатств. Широкое использование различных способов закрепления людей в осваиваемом регионе и таких как: общественные призывы, государственный организованный набор и даже создание средствами советской пропаганды образа «героя» позволили с минимальными затратами достигать высокой результативности. Но человек рассматривался в этом случае как отдельная единица, которого можно взять и переселить с одного места на другое, живущий интересами своего коллектива и своей страны. Средства мобилизации людей на труд, такие как, движение за коммунистическое отношение к труду, социалистические соревнования, имели достаточно высокую эффективность в данной конкретно взятой ситуации при её оценке с позиций выполнения плановых количественных показателей.
Одним из главных недостатков сложившейся системы являлось отчуждение процесса построения траектории профессионального становления от личности специалиста. Это приводило к нежеланию связывать конечные результаты профессиональной деятельности с собственным профессионализмом. Процесс повышение квалификации, получение образования и т.п. порой носили формальный характер, были необходимы человеку как средство комфортного существования в социуме, были обусловлены главным образом внешними требованиями. Такой подход к профессиональному становлению личности обеспечивал общество людьми, хорошо адаптированными к условиям административно-плановой системы управления: высококвалифицированный специалист советского времени это профессионал своего дела, знающий производственную сферу, но способный выполнять профессиональные функции в определенных условиях, часто не мобильный, зависимый от внешних условий, послушный и исполнительный.