Потенциал учебных дисциплин в патриотическом воспитании обу-чающихся профессиональных образовательных организаций




Шевцова Маргарита Михайловна

аспирант
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», Россия, г. Кемерово


Аннотация: В статье рассматриваются возможности ряда учебных дисциплин с точки зрения потенциала, который может быть использован в патриотическом воспитании обучающихся.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, потенциал, учебные дисциплины.




Библиографическое описание: Шевцова М.М. ПОТЕНЦИАЛ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ [Текст] //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 9-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 24 января 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – C.117-121


Социально-экономические условия сегодня актуализировали полномасштабное, активное обсуждение вопросов патриотического воспитания молодежи, напрямую влияющих на жизнеспособность современного российского общества. Результативность этого обсуждения зависит от сформированности у молодого поколения духовного иммунитета, который вырабатывается в приобщении к традициям и многовековой культуре собственного народа, представленного в опыте патриотического воспитания.

Условия жизни современной студенческой молодежи определяются рядом факторов, к которым относятся: демократизация общества, свобода мнений, реформирование правовой системы, расширение сети общественных объединений, творческих союзов и другие. Кроме того, возрастает внимание государственных структур к патриотическому воспитанию молодежи в период стабилизации отношений в обществе, восстановления национальной экономики, укрепления обороноспособности страны.

В связи с этим, видимо не случайно, в ходе обсуждения доклада автора на Всероссийской научно-практической конференции с Международным участием «Учебно-исследовательская и проектная деятельность как фактор формирования профессиональных компетенций», проходившей в г. Томск 18-19 ноября 2015 г., прозвучал вопрос о том: «Какие учебные дисциплины, изучающиеся в профессиональных образовательных организациях (ПОО), обладают потенциалом в патриотическом воспитании обучающихся?». Поиск ответа на поставленный вопрос способствовал написанию данной статьи.

Этимологическое значение термина «потенциал» происходит от латинского «potentia» и в переводе означает мощь, силу, возможность. Анализ энциклопедической литературы показал, что потенциал является многозначным понятием. В связи с этим он трактуется по-разному. Так в «Словаре иностранных слов» приводится толкование термина как мощь, сила [2]. В Большой Советской Энциклопедии дается определение термина «потенциал» как «…средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей, осуществления плана; решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» [1]. «Толковый словарь русского языка» Д. Н. Ушакова определяет потенциал как физическое понятие, характеризующее величину потенциальной энергии в определенной точке пространства, а также как совокупность средств, условий, необходимых для ведения, поддержания, сохранения чего-нибудь [7].

Таким образом, по-нашему мнению, о потенциале можно говорить как о совокупности всех средств, запасов, источников, которые могут быть использованы в случае необходимости с какой-либо целью. Потенциал также связывается со степенью возможного проявления какого-либо действия, какой-либо функции. Наконец, потенциал предполагает возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области. Что касается гуманитарных и социально-экономических дисциплин, то здесь потенциал используется, как правило, в качестве синонима ресурсов, резервов или возможностей и активности человека. Можно утверждать, что каждый человек располагает определенным потенциалом, который зависит от наследственности и жизненной практики.

Поэтому, выявляя сущность понятия «потенциал», мы имеем в виду совокупность всех имеющихся ресурсов, возможностей, средств, в какой-либо области, сфере. В этом контексте ресурсы, возможности и средства, которыми обладают учебные дисциплины, изучающиеся в ПОО, являются мощным потенциалом в патриотическом воспитании обучающихся.

Сравнительный анализ учебных планов по специальностям 050144 «Дошкольное образование» и 40.02.01 «Право и социальное обеспечение» (профессиональные образовательные организации: ГОУ СПО «Кемеровский педагогический колледж» (КПК) и ГОУ СПО «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В. И. Заузелкова (ККСТ) позволил отметить следующее. Во-первых, без сомнения, таким потенциалом обладают дисциплины общеобразовательного цикла, в частности, базовые дисциплины – иностранный язык, обществознание (включая экономику и право), география, искусство (мировая художественная культура), физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности и профильные дисциплины – русский язык, литература, история. Во-вторых, дисциплины общепрофессиональной подготовки общего гуманитарного и социально-экономического цикла тоже обладают таким потенциалом. Так, например, среди дисциплин данного цикла на специальности «Право и социальное обеспечение» в ККСТ можно выделить основы философии, историю, иностранный язык, русский язык и культуру речи, физическую культуру, а на специальности «Дошкольное образование» –основы философии, психологию общения, историю, иностранный язык, русский язык и культуру речи, литературу, физическую культуру.

Мы не ставим своей целью в рамках данной публикации рассмотреть потенциал всех изучаемых учебных дисциплин в патриотическом воспитании обучающихся по указанным специальностям, а остановимся лишь на таких дисциплинах как история, искусство (мировая художественная культура), литература, русский язык, география.

Современное патриотическое воспитание определяется как процесс, реализующий сплав научных знаний о человеке в мире Родины, опыта, человеческой культуры, народной мудрости. Если один из этих компонентов не учитывать, воспитание становится неизбежно ущербным [4]. Исходя из этого учебная дисциплина история, позволяет использовать в полной мере все обозначенные компоненты в патриотическом воспитании обучающихся.

Помимо этого содержание данной учебной дисциплины влияет на мотивы поведения студентов, на воспитание их нравственных качеств. Вовлечение студентов к нравственной оценке тех или иных исторических событий, явлений и действий людей представляет собой своеобразный вид социальной практики. История, как учебная дисциплина – одна из немногих, формирующих интерес студентов к духовному и культурному наследию Отечества, включающей трудовые дела предшествующих поколений, боевые события и ратные подвиги народа в мирное время, приобщающих их к общечеловеческим ценностям, к осмыслению самой сути понятия - патриотизм. При этом, студент является не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом поиска ответов на сложные вопросы истории и современности. Оказать помощь в этом поиске может анализ исторического опыта, накопленного предыдущими поколениями. Обучение, воспитание и развитие молодого человека в сложном контексте межнациональных отношений должны быть ориентированы на объективное научное понимание всех составляющих патриотизма, проникнуты гуманистической идеей, направленной на уважение к людям вне зависимости от их этнической принадлежности и вероисповедания, что является особенно актуальным в настоящее время в свете последних международных событий.

Специфика преподавания учебной дисциплины искусство (мировая художественная культура) (МХК) заключается в том, что студенты успешно усваивают учебный материал, если опираются на конкретные представления и образы, иначе теряется его понимание, принятие, осмысление. Патриотическому воспитанию студентов при этом способствует изучение содержания культуры российского народа в рамках освоения тем, предусмотренных программой: «Древняя Русь», «Барокко», «Неоклассицизм, ампир», «Реализм», «Имперессионизм, символизм, постимпрессионизм», «Модернизм, постмодернизм», «Современная художественная культура». Изучая данные темы, обучающиеся знакомятся не только с творчеством выдающихся зарубежных художников, композиторов, литераторов, но и отечественных мастеров своего дела, внесших серьезный вклад не только в российскую, но и мировую культуру.

Сердцевину патриотического опыта человека составляют его ценностные переживания. Ими держится внутренняя цельность личности, обладающей неповторимым духовным обликом и стилем жизни [4]. С этих позиций учебная дисциплина литература выигрышна в плане патриотического потенциала, тем, что она способствует приобретению ценностных переживаний, побуждает к нравственному разговору преподавателя и студентов о непростых проблемах современной жизни в ходе размышления о сложных судьбах героев изучаемых художественных произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле. Предмет литература когда-то М. Горький назвал предметом человековедения, а А. Твардовский уроки литературы, русской словесности определил, как уроки нравственного прозрения.

Современное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Изучение студентами литературы в КПК и ККСТ предполагает регулярное чтение и осмысление текстов произведений, постижение своеобразия творческой личности писателей и их литературного наследия. Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

Во все времена литература играла ведущую роль в формировании мировоззрения человека, в становлении его личности. Настоящая, подлинная литература способна изменить человека, «заложить» в него высшие ценности любви, добра и красоты. Оценивая состояние общества ещё в первой половине XIX века, Белинский В. Г. говорил, что в «…российской действительности только в одной литературе, несмотря на татарскую цензуру, есть ещё жизнь и движение вперёд» [6]. Д. С. Лихачёв в своих работах не раз отмечал, что «…литература, созданная русским народом, - это не только его богатство, но и нравственная сила, которая помогает народу во всех тяжёлых обстоятельствах, в которых русский народ оказывался. К этому нравственному началу мы всегда можем обращаться за духовной помощью» [5].

Рассмотрим возможности учебной дисциплины русский язык в плане патриотического потенциала, которым эта дисциплина обладает. На учебных занятиях «Русский язык» происходит знакомство студентов с отечественной культурой своего народа посредством русского языка, в результате чего происходит расширение их национальной памяти о том, что выделяет данный народ в ряду других, ограждает человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Красноречивее любых слов будут слова А. Н. Толстого, сказанные им в отношении русского языка: «Русский язык! Тысячелетиями создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего» [3].

Таким образом, в процессе освоения обучающимися системы теоретико-литературных понятий, языковых и речевых умений, анализа литературных произведений следует учитывать возможности формирования гуманистического мировоззрения обучающихся, этической культуры, способности к межличностному и межкультурному диалогу. Предметы филологического цикла предоставляют обучающимся образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяют их собственный позитивный социальный опыт.

Уникальность учебной дисциплины география и ее потенциал в патриотическом воспитании заключается в том, что данная дисциплина одновременно исследует проблемы окружающей среды и общества; рассматривая общество и природную среду во взаимосвязи. В процессе обучения у обучающихся есть все предпосылки для формирования эмоционально-ценностного отношения, прежде всего, к человеку, его жизни и здоровью, Родине, природе, труду, знаниям, составляющих сердцевину патриотического опыта любого человека. Названные ценности являются равнозначными и ключевыми в патриотическом воспитании студентов. Как утверждали немецкие философы и естествоиспытатели, личность ускоряет свое взросление, познавая природу и осознавая в процессе ее познания ответственность перед ней и обществом. Данная мысль является актуальной в современных условиях, так как человек, являясь одновременно и социальным и биологическим существом, не всегда ощущает себя частью природных экосистем, зачастую совершая поступки, направленные на нарушение равновесия в природе, не осознавая, что выбор между добром и злом – это не только географическая проблема, но и проблема личного нравственного выбора.

Завершая характеристику потенциала учебных дисциплин, изучаемых в ПОО, хотелось бы еще раз обратить внимание на необходимость рассматривать их содержание с точки зрения возможностей, которыми они обладают для патриотического воспитания обучающихся. Испытывать чувство гордости за Россию, понимать ее, можно лишь тогда, когда прочувствуешь красоту русской природы, изучая географию, литературу, русский язык, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю своего народа, благодаря дисциплинам история и обществознание, оценишь величие архитектурных ансамблей и монастырей, послушав знаменитые ростовские звоны и прикоснувшись сердцем к прекрасным творениям русского народа, знакомясь с ними в ходе изучения дисциплины искусство (МХК).

 

Список литературы:

1.  Большая советская энциклопедия (БСЭ) [Электронный ресурс]: 30 т. на трех CD. – М.: Бол. Рос. энцикл., 2003. – 3 Электрон. опт. диск (CD).

2.  Васюкова, И. А. Словарь иностранных слов: около 5000 слов / И.А. Васюкова. – М.: АСТ, 2005. – 990 с.

3.  Высказывания выдающихся писателей о русском языке [Электронный ресурс]. – Режим доступа // http://www.stihi.ru/2014/05/13/8066

4.  Левченко, Т.В. Традиции российского казачества – духовный ресурс патриотического воспитания детей и молодёжи: научно-методическое издание / Т.В. Левченко. – Волгоград: изд-во ВолГМУ, 2013. – 117 с.

5.  Лихачёв, Д.С. Раздумья о России / Д.С. Лихачёв. – СПб, Изд. «Logos», 1999. – 142 с.

6.  Письмо Белинского к Гоголю [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_0040.shtm (дата обращения 12.04.2015).

7.  Толковый словарь русского языка: около 30 000 слов / под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: АСТ, 2008. – 1054 с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»