Православный педагог: мировоззрение или сущность?




Звегинцева Маргарита Александровна

преподаватель
ЮМБУ ДО Валуйская детская школа искусств №1 Белгородской области г. Валуйки




Ключевые слова: 




Библиографическое описание: Звегинцева М.А. ПРАВОСЛАВНЫЙ ПЕДАГОГ: МИРОВОЗЗРЕНИЕ ИЛИ СУЩНОСТЬ? [Текст] //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 11-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 25 сентября 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – С. 7-8


В нашем современном обществе появилось понятие «православный педагог». Что же отличает православного педагога? Чаще всего это относится к людям, работающим в православных образовательных учреждениях. Однако, и среди педагогов любого учебного заведения работают православные люди, строящие свою работу согласно принципам православной педагогики.

В первую очередь, эти принципы определяют то, что усилия педагога направлены на раскрытие прекрасного образа Божия в ребёнке. Главный принцип, которому следует христианский учитель, по утверждению Иоанна Златоустого, «сначала снисходить, а затем возвышать», то есть спускаться до уровня ребёнка, чтобы поднять до своего.

Принципиальное отличие христианской педагогики от любой другой педагогической системы заключается в том, что она готовит человека не только для полноценного земного существования, но прежде всего — для жизни будущего века.

Христианство - не просто комплекс неких идей, овладевших умами, а новая жизнь, новый человек, свидетельствующий о своих новых ощущениях, чувствах и мыслях. Церковь же — собрание этих новых людей, делящихся друг с другом этим духовным опытом. Митрополит Антоний (Храповицкий), величайший пастырь и педагог ХХ столетия, называет церковь «собранием человеческих совестей». Новые люди обрели и новое призвание: по словам апостола Павла, все мы призваны к святости. В христианстве жизнь человека обретает новый особый смысл и значение.

Из всего этого вытекает, что содержание православной христианской педагогики — это, прежде всего, введение детей в жизнь церкви, приобретение навыков общественной и личной духовной жизни.

Таким образом, христианская школа отличается от других в первую очередь тем, что даёт возможность преобрести детям новый опыт общения: общения в любви. Эстетическая формула «Красота и Гармония рождаются в Любви» становится не отвлечённым понятием, а живым, переживаемым лично, опытом.

Проблема развития ребёнка решается в православной педагогике так же, как и в школах с иным мировоззрением: таланты надо развивать — это дары, которые Господь послал людям. Но в отличие от неправославных систем в православной христианской педагогике само развитие должно быть целомудренным, не развращающим, а, наоборот, собирающим воедино все силы души человека. Такое развитие личности по-настоящему и возможно только, когда человек осознаёт себя образом и подобием Божиим. Мир начинает восприниматься им не как общественно-бытовое поприще приложения своих сил и талантов, а как школа вечной жизни, как начало пути к себе, к своему истинному «я». Знания о культуре и традициях православия дать ребёнку нетрудно, важно начать вместе с ним его духовный путь, т. е труды строительства себя по образу и подобию Великого Творца. При этом православная педагогика предусматривает воспитание христианина не «созерцательного», а «деятельного»: внимаем Слову и действуем по Слову вместе с педагогом, который всегда рядом.

Действительно, сегодня как никогда много возводится новых храмов, реставрируются некогда разрушенные. Звонят православные колокола, идут службы, с клиросов доносятся прекрасные возвышенные песнопения... Но насколько это близко сегодняшнему подрастающему поколению? Много ли молодёжи среди прихожан? Каковы приоритеты сегодняшних родителей в воспитании свои чад: духовный рост через семейное воцерковление или всяческое взращивание потребительского «эго»? Порой кажется, что возможно найти взаимовыгодный компромисс, так сказать, всего в меру. Увы, это ошибочно. Самосознание является базовым фундаментом основной направленности человека и напрямую связано с его личностными духовными ориентирами.

 

Список литературы:

1. Александрова В.Г. Возрождение духовных традиций гуманной педагогики// Педагогика — 2008.- №6

2. Зеньковский В.В. Педагогика. - Клин, 2004

3. Иоанн Златоуст, свт. О воспитании. Репринт. Изд. Московской Патриархии. - М., 1993.

4. Казанский О.А. Педагогика как любовь, О.А. Казанский .-М.: Российское педагогическое агенство, 1995.

5. Клюева Е.В. Нравственно-эстетическое воспитание детей// С чего

начинается Родина? Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Арзамас, 2004.

6. Сухомлинский В.А. Антология гуманной педагогики.-М.:2002

7. Ушинский К.Д. Антология гуманной педагогики. -М.: Издательский

дом Шалвы Амоношвилли, 2002.

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»