Правосудие в отношении несовершеннолетних должно являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения социальной справедливости для всех несовершеннолетних, одновременно содействуя, таким образом, защите молодежи и поддержанию мирного порядка в обществе.
На наш взгляд, становление в России всеобъемлющей системы правосудия в отношении несовершеннолетних (ювенальной юстиции) в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка и деятельность уполномоченных по правам ребенка – одна из наиболее актуальных тем на сегодняшний день. Ее актуальность обусловлена такими социальными проблемами современной России, как беспризорные и безнадзорные дети, несовершеннолетние, помещенные в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, значительное число детей, попадающих в сферу уголовного судопроизводства, несовершеннолетние, содержащиеся в местах лишения свободы и отбывающие уголовное наказание в обществе.
Существует множество социальных причин, по которым дети могут оказаться в конфликте с законом и сталкиваться с правоохранительными органами. Основные из них: бедность, беспризорность, отсутствие возможностей для получения образования и трудоустройства, миграция, немедицинское употребление наркотиков или психоактивных веществ, давление со стороны сверстников, отсутствие контроля со стороны взрослых, насилие, жестокое обращение и эксплуатация [3, С.76.].
По нашему представлению, дети отличаются от взрослых по своему физическому и психологическому развитию и по своим эмоциональным и образовательным потребностям. Эти и другие различия не только составляют основу для признания меньшей вины за детьми, находящимися в конфликте с законом, но и служат причинами для создания отдельной системы правосудия по делам в отношении несовершеннолетних и предопределяют иное обращение с детьми. Наилучшее обеспечение интересов ребенка означает, например, что традиционные цели уголовного правосудия, такие как пресечение/наказание, должны уступать место реабилитации и исправительным целям правосудия в отношении детей-правонарушителей. Этого можно добиться с учетом соображений эффективной общественной безопасности.
На наш взгляд, правосудие в отношении несовершеннолетних, существующее как самостоятельная ветвь правосудия, для современной России является новым видом правосудия. Задача правосудия в отношении несовершеннолетних состоит в том, чтобы обеспечить несовершеннолетнему гуманное рассмотрение дела с соблюдением его прав и интересов и по возможности избежать лишения его свободы в виде наказания. Речь не идет об освобождении ребенка от ответственности, поскольку при этом изменяются формы контроля за его поведением, а также методы проводимой с ним профилактической работы соответствующими службами.
По нашему убеждению, можно выделить ряд проблем, которые прямо или косвенно препятствуют развитию этого процесса: в настоящее время Россия находится в стадии становления правосудия в отношении несовершеннолетних (ювенальной юстиции), которое соответствовало бы общепризнанным нормам международного права. Кроме этого, «…в российском законодательстве не введены нормы, защищающие права жертвы преступления в рамках восстановительного правосудия по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними.
На наш взгляд, решением из выхода сложившейся ситуации может служить проведение реформы в отношении несовершеннолетних по следующим направлениям:
а) реформирование российской системы судопроизводства по делам несовершеннолетних путем создания специализированных судебных составов по делам несовершеннолетних внутри судов общей юрисдикции с четким определением пределов их юрисдикции;
б) формирование эффективной системы социальной поддержки несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, их семей, расширение услуг семьям с детьми группы риска;
в) формирование системы социальной реабилитации несовершеннолетних и молодых людей, освобожденных из мест лишения свободы и осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы (создание службы пробации, обеспечивающей не только контроль за их поведением, но и социальное сопровождение и содействие в интеграции в общество);
г) создание на федеральном уровне системы непрерывного обучения и переподготовки кадров для работы в сфере правосудия в отношении несовершеннолетних в конфликте с законом;
Охрана прав несовершеннолетних и молодежи, обеспечение эффективного содействия их благополучию, сокращение использования в отношении детей в конфликте с законом карательных санкций – эти составляющие еще более актуализируют решение задачи по созданию в России системы правосудия в отношении несовершеннолетних. Основополагающими принципами при разработке этой системы правосудия должны стать положения Конвенции ООН о правах ребенка[3, С.105.].
Список литературы:
1. Вопросы Ювенальной Юстиции. Журнал, №1(10), 2007, М.: Изд-во «Юрист»; http://www.juvenjust.org/index.php?showtopic=434.
2. Шиловская А.Л. Интеграция несовершеннолетних правонарушителей в общество: роль судов и социальных служб (зарубежная практика и российский опыт): Сб. докладов. М.: ООО "Акварель". 2011. С. 9 - 22.
3. Правосудие в отношении несовершеннолетних: опыт, практика, развитие: Межрегиональный тематический доклад. М.: Институт семьи и воспитания РАО. 2010. 120 с.