Правовое обеспечение в сфере социального обслуживания (по материалам самарской области




Кумирова Анастасия Григорьевна

магистрант
Самарский государственный экономический университет


Аннотация: В статье проведен анализ изменений правовой регламентации социального обслуживания, в связи с вступлением в силу Федерального закона № 442 – ФЗ от 28.01.2013г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Ключевые слова: социальное обеспечение, социальное обслуживание, правовые источники, социальные услуги.




Библиографическое описание: Кумирова А.Г. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ) [Тема ] //Перспективы развития научных исследований в 21 веке: сборник материалов 12-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 30 октября, 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – C.59-62


Социальное обслуживание в праве социального обеспечения является самостоятельным правовым институтом, имеет свой обособленный комплекс юридических норм, регулирующих общественные отношения по предоставлению социальных услуг различным категориям граждан.

С 1 января 2015 года в Российской Федерации вступил в силу № 442 – ФЗ от 28.01.2013г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», определяющий правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации. Одновременно утратили силу федеральный закон от 2 августа 1995 года № 122 – ФЗ «О социальном обcлуживаниии граждан пожилого возраста и инвалидов» и федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195 – ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

Выведенные из обращения законы отражали социально-экономические и правовые реалии 90- х годов, когда вопрос о рыночных началах политики в области социального обслуживания, об экономической эффективности социальных услуг не поднимался. Внушительные изменения, которые произошли в социальной политике, проставили задачу привести сферу правового регулирования системы социального обслуживания в соответствие с современным этапов развития общества[1, c.12] .

Федеральный закон № 442-ФЗ устанавливает правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг. Определяются основные принципы социального обслуживания, уточняется содержание основных понятий в сфере социального обслуживания, определяются формы социального обслуживания, виды социальных услуг и условия их предоставления, принципы финансового обеспечения деятельности организаций социального обслуживания[4].

Данным законом определен перечень полномочий федеральных органов государственной власти, которые одновременно включают: установление основ государственной политики и основ правового регулирования в сфере социального обслуживания, утверждением методических рекомендаций по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утверждение примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг.

Минтрудом России осуществляются такие полномочия, как выработка и реализация государственной политики в сфере социального обслуживания, а также выработка мер по совершенствованию социального обслуживания, методическое обеспечение социального обслуживания, в том числе в части, касающейся профилактики обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, утверждение примерной номенклатуры организаций социального обслуживания, методических рекомендаций по расчету потребностей субъектов Российской Федерации в развитии сети организаций социального обслуживания, примерного порядка предоставления социальных услуг, правил организации деятельности учреждений социального обслуживания, их структурных подразделений с рекомендациями по нормативам штатной численности и перечнем необходимого оборудования для оснащения учреждений[6].

С учетом правоприменительной практики уточнен перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В качестве инструмента правового регулирования и организации социального облуживания органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают, в частности, утверждение законом субъекта Российской Федерации перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, с учетом примерного перечня по видам социальных услуг, утверждаемого Правительством Российской Федерации, утверждение порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания, номенклатуры организаций социального обслуживания в субъекте Российской Федерации, норм питания в учреждениях социального обслуживания субъекта Российской Федерации, а также порядки предоставления социальных услуг, обязательные для исполнения поставщиками социальных услуг на территории субъекта Российской Федерации (статья 7 Закона)[6].

Согласно Закона в субъектах РФ формируется и ведется реестр поставщиков социальных услуг и регистр получателей социальных услуг. Реестр поставщиков социальных услуг размещается в открытом доступе на официальном сайте уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ в информационно-телекоммуникационной сети ИНТЕРНЕТ. Рекомендации по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей услуг, утверждается Минтрудом России (ст.7 Закона) [4].

Законом 442-ФЗ определяются условия предоставления социальных услуг на бесплатной и платной основе, а также категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно и за плату на дому, в полустационарныхи стационарных условиях. Бесплатно социальные услуги предоставляются, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, ниже, либо равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации и не может быть, ниже полуторной величины прожиточного минимума, для основных социально-демографических групп населения. Порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно устанавливается Правительством Российской Федерации[4] .

Финансовое обеспечение деятельности организаций социального обслуживания, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета, а так же за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату иным организациям, осуществляющим деятельность по социальному обслуживанию и предоставляющие социальные услуги осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в РФ, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг на возмездной основе.

В рамках вышеуказанного закона гражданин вправе обратиться к иному поставщику, которые не включен в индивидуальную программу, но состоит в реестре поставщиков субъекта Российской Федерации. При этом поставщику компенсируются затраты на предоставление социальных услуг в соответствии со стоимостью индивидуальной программы рассчитанной по подушевым нормативам финансирования социальной услуги. Методические указания по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг утверждаются Правительством Российской Федерации. Порядок расчета стоимости социальных услуг по видам социальных услуг и формам социального обслуживания на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг утверждается уполномоченным органом субъекта РФ[4].

 Одновременно закон предполагает осуществление межведомственного взаимодействия при предоставлении социальных услуг на основе регламентов, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с реализацией полномочий в области социального обслуживания[6].

Учитывая выше изложенное хочется отметить.

Федеральным законом № 442 – ФЗ определяется переход от категориального предоставления услуг (всем гражданам, относящимся к льготным категориям предоставляется социальное обслуживание) к предоставлению услуг в соответствии с индивидуальной нуждаемостью (предоставление услуг определяет не принадлежность к льготной категории, а наличие у гражданина обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности).

Предусмотрены механизмы, гарантирующие свободу выбора получателя социальных услуг и равенство поставщиков социальных услуг. Это позволяет расширить спектр получаемых гражданами социальных услуг и в конкурентной борьбе обеспечить более высокое качество предоставляемых социальных услуг.

Закон содержит нормы, предусматривающие осуществление контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, в том числе общественного контроля.

Рассматриваемый закон регламентирует основы социального обслуживания, так как значительная часть правовых и управленческих аспектов социального обслуживания относиться к полномочиям субъектов Российской Федерации, которым предоставлены значительные права в расширении и конкретизации условий предоставления социальных услуг гражданам[1].

В настоящее время в Самарской области разработано более 27 нормативно правовых актов, регулирующих предоставление социальных услуг, отработан механизм реализации законодательства, во всех муниципальных образованиях созданы комиссии по признанию граждан нуждающимся в социальном обслуживании. Большое значение в рамках федерального закона «442- ФЗ» придается проведению независимой оценки качества предоставления социальных услуг. Эта работа осуществляется Общественным советом, начиная с 2013 года. В 2015 году в рейтинговании приняли участие 54 учреждения. Оценка проводилась в соответствии с утвержденными критериями по 10- ти бальной системе. 96 % учреждений получило оценку от 8 до 10 баллов[2,c.5-25].

Система социального обслуживания в Самарской области представляет собой сеть государственных учреждений, которые с учетом нуждаемости предоставляют широкий спектр социальных услуг. С учетом современных тенденций развития социального обслуживания наиболее распространенным является надомное социальное обслуживание, которое предоставляется 59,6 тыс. человек. Применяемая учреждениями социального обслуживания методика индивидуальной оценки нуждаемости в социальных услугах позволяет объективно определить потребность человека в различных видах и формах социального обслуживания [3, c.5-25].

В целом в области 99,8% граждан, обратившихся в социальные службы, получают необходимые им социальные услуги на дому.

Организация доступного и качественного надомного обслуживания показала себя как эффективный инструмент, сдерживающий рост очередности в стационарные учреждения социального обслуживания населения Самарской области[5, c.10]. Развитие новых форм работы с пожилыми и инвалидами, использование более успешного опыта работы с получателями социальных услуг других регионов Российской Федерации позволяет усовершенствовать деятельность социальных служб Самарской области.

 

Список литературы:

Статья из журнала:

1. Настольная книга социального работника по реализации федерального закона от 28 января 2013 г. №442 – ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».-М.: ГАУ ИДПО ДСЗН,2015.

2.Информационный вестник по вопросам социально-демографической и семейной политики Самарской области ,2015 г. №4 .С. 5-25

3. Информационный вестник по вопросам социально-демографической и семейной политики Самарской области ,2016 г. №4 .С. 5-25

Нормативные документы:

4. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» № 442 – ФЗ от 28.01.2013 г.

5. Постановление Правительства Самарской области № 418 от 23.07.2014г. Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие социальной защиты населения в Самарской области" на 2014 - 2018 годы.

Источник из интернета:

6. Информационный материал, подготовленный в целях реализации положения Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». http://ircson.ru/realizatsia-442-fz/122 - informatsionnyj -material- podgotovlennyj-v-t.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»