Правовое регулирование банковских вкладов в советской россии в начале хх века




Парчутов Никита Дмитриевич *
Калашникова Елена Борисовна**

магистрант *
к.и.н., доцент кафедры теории и истории государства и права **
ФГБОУ ВО СГЭУ, Россия, г. Самара,


Аннотация. В статье рассмотрены периоды развития банковской системы СССР в 20-30-е года, предпосылки проведения кредитной реформы, становление правовой защи-ты банковского вклада

Ключевые слова: депозит, новая экономическая политика, регулирование, гарант.




Библиографическое описание: Парчутов Н.Д., Калашникова Е.Б. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКИХ ВКЛАДОВ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА [Текст]. - Актуальные проблемы юридической науки: теория и практика: сборник материалов 18-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 19 июня, 2016 г.). - Махачкала: ООО «Апробация», 2016. - С. 51-53


В настоящее время банковская система играет важную роль в гражданском обороте. Распоряжаясь временно свободными денежными средствами граждан и организаций, банки осуществляют кредитование различных хозяйствующих субъектов, осуществляя тем самым перераспределение капитала, являясь ключевым механизмом в функционировании финансового рынка государства. При этом важнейшей правовой формой привлечения свободных денежных средств граждан и организаций является договор банковского вклада, который позволяет извлекать выгоду и вкладчику, и банку, и иным субъектам гражданских правоотношений.

Часть 1 ст. 834 ГК РФ содержит легальное определение указанного договора. В соответствии с ней договор банковского вклада (депозита) представляет собой соглашение сторон, по которому одна сторона (банк) принимает поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее от третьих лиц денежную сумму (вклад), и обязуется возвратить сумму вклада и выплатить на нее проценты на условиях и в порядке, определенных договором. Однако подобная правовая конструкция договора банковского вклада в российском гражданском законодательстве существовала, разумеется, не все время, а формировалась постепенно [1].

В первые 10 – 12 лет советской власти отношение к правовому регулированию договора банковского вклада строилось исходя из принципов устройства банковской системы, созданной еще при Петре I, которая основывалась на голландской банковской системе. Однако уже в период «военного коммунизма» предпринимались попытки в строгом соответствии с марксистско-ленинской теорией избавиться от денег и от банковской системы, и ставилась задача превратить банки в «центральную бухгалтерию коммунистического общества», тем самым подвергая риску само положение договора о банковском вкладе.

В марте 1921 года правительство Советской России принимает решение о немедленном переходе к Новой экономической политике (НЭП). Новые экономические отношения были непосредственно связаны с расширением и совершенствованием товарно-денежных отношений [2]. Это диктовало необходимость создания Центрального банка и кредитной системы. В октябре 1921 года был воссоздан Государственный банк России, призванный способствовать кредитами и другими банковскими операциями развитию промышленности, сельского хозяйства, торговли и прежде всего — созданию в стране нормального денежного обращения. Без этих условий Новая экономическая политика  была бы неосуществима. В Гражданском кодексе 1922 г. по сложившейся российской традиции отсутствовали нормы, специально посвященные договорам банковского вклада и банковского счета. В период НЭПа еще не ощущалась необходимость коренного переустройства всей системы правового регулирования банковской деятельности, вызванная так называемыми социалистическими преобразованиями всего общества вообще и экономики в частности. Так, М.М. Агарков указывал: «Исходными моментами эволюции банковых операций в советское время послужили опыт и образцы дореволюционных банков. Банковский оборот далеко еще не учел и не мог учесть те изменения в характере и строении операций, которые вызываются работой в условиях советского хозяйственного строя».

Развертывание широкомасштабной индустриализации к началу 30-х годов требовало от кредитной системы мобилизации всех денежных средств для последующего централизованного перераспределения на финансирование капитального строительства. Сложившаяся в период НЭПа кредитная система, включавшая в себя множество банков и банковских учреждений, так же как и система коммерческого кредитования, не могла решить эту задачу. Большинство банков осуществляли краткосрочное и долгосрочное кредитование, руководствуясь только коммерческими соображениями, не считаясь с политикой правительства [3].

Правовое регулирование банковских вкладов  в период НЭПа  осуществлялось достаточно обширным массивом нормативных актов, принятых различными государственными органами. Вначале это были декреты и постановления ЦИК, СНК, Наркомфина и других органов, затем – постановления Совета Министров, в том числе совместно принятые с ЦК КПСС, уставы Государственного и других банков, отраслевые нормативные акты, ведущую роль среди которых играли инструкции, письма, приказы и телеграммы Государственного банка СССР.

Большое количество регулирующих нормативных документов  привело к огромному числу правовых коллизий. Этим пользовались коммерческие банки, стараясь, обходя постановления, не выдавать средства по вкладам советским гражданам, уповая на их юридическую безграмотность. Регулирование коммерческими банками взаимного кредитования хозяйственных организаций затрудняло государству осуществления функции банковского контроля. Назревал момент полного реформирования правового регулирования банковской системы. Такой момент наступил в связи с проведением, так называемой кредитной реформы в  1930–1932 гг., когда было запрещено коммерческое кредитование, а организациям было предписано хранить свои денежные средства на счетах в учреждениях государственного банка. Произошла перестройка банковского аппарата по функциональному признаку с четким разграничением функции по краткосрочному кредитованию производства и долгосрочному кредитованию капитальных вложений. Введенная кредитной реформой система безналичных расчетов в последующем непрерывно совершенствовалась в направлениях ускорения оборачиваемости средств в расчетах, рационализации расчетных операций и повышения эффективности банковского контроля. Кредитная реформа была направлена на усиление правовой дисциплины, регулирование валюты, целевое назначение банковских средств [4].

В результате поправок  к реформе, удалось установить срочный характер кредита.

Единственным видом кредита становился банковский кредит. Правительство ввело жесткий контроль на выдачу депозита, повысило его страховую ценность, объявляя себя его гарантом. Характерной особенностью правового регулирования договора банковского вклада стала его государственная протекция.

 

Список литературы:

[1] - Агарков М.М. Избранные труды по гражданскому праву: В 2 т. Т. II. / М.М. Агарков. – М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2002

[2] - Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т.II. Торговые сделки. – М.: Статут

[3] - Тавасиев А.М., Мехряков В.Д Российское банковское право в официальных документах /: Дашков и К, 2014

[4] - Тедеев А. А. Банковское право. Учебник. 4-е издание, переработанное и дополненное. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»