По мнению Борисова Г.А. правовой статус – это правовое положение человека и гражданина, выраженное в совокупности прав и обязанностей, отражающих его фактическое место в системе ценностей, во взаимоотношении с обществом и государством[1,с.130].
Студент - это лицо, зачисленное на обучение приказом ректора высшего учебного заведения (далее – вуз) [2,с.222].Сердцевиной правового статуса студента является совокупность его прав и обязанностей.
Федеральное законодательство США о высшем образовании не регулирует общественные отношения, связанные с поступлением в вуз, а также права и обязанности участников отношений в сфере образования. Полномочия о регулировании правового статуса студента принадлежат штатам.
В штате Калифорния региональное законодательство об образовании кодифицировано.Согласно Кодексу об образовании штата Калифорния (далее – Кодекс Калифорнии) среди основных прав студентов, являются право на участие во всех программах вуза. Статья 66301 Кодекса Калифорнии закрепляет право на свободу слова студентов. Согласно данному положению, ни регенты Калифорнийского университета, ни совет управляющих местного колледжа не имеют права принимать или вводить правила, устанавливающие дисциплинарные санкции за высказывания студентов, сделанные вне стен вуза. К этой норме логически примыкает норма ст. 76120 Кодекса Калифорнии, закрепляющая право на свободу самовыражения. Частью 42 Kодекса Калифорнии устанавливается создание различных программ социальной поддержки студентов, постоянно проживающих в штате Калифорния. Среди программ предоставления прямой финансовой помощи студентам является программаOrtiz – Pacheco-Poochigian-Vasconcellos Cal Grant Program, согласно которой, в зависимости от ситуации нуждающимся студентам выделяется один из четырех видов грантов на оплату обучения в вузе в некоторых случаях иных затрат на получение высшего образования (затрат на проживание) также студентам предоставляются стипендии[3,с.70]. Также студентам (преимущественно иностранцам) предоставляется помощь в языковой социальной и экономической составляющей, обеспечение студентов работой без отрыва от учебного процесса (Californiastatework – studyprogram)[4].
Кодекс Калифорнииустанавливает обязанности студентов, которые необходимо соблюдать. Ст. 69810 Кодекса Калифорнии устанавливает, что при умышленном и осознанном нарушении правил поведения, установленные локальными актами вуза, студенты могут быть лишены права получения любых видов прямой финансовой помощи на два академических года с момента совершения правонарушения. Согласно ст. 66450 Кодекса Калифорнии, запрещается без разрешения использовать записи учебных лекций в коммерческих целях, а в соответствии со ст. 66400 Кодекса Калифорнии запрещается написание письменных работиными лицами вместо студентов, за которые в вузах выставляется оценка[5].
Следует отметить, что в Калифорнии студент рассматривается как лицо, не имеющее или ограниченно имеющее какие-либо социальные блага. В целом в США эффективность реализации правомочий студентов достигается путем правового регулирования (обязанности государства и вузов корреспондируют правам студентов) и, как следствие, экономического регулирования, гдегосударство, в виде различных стипендий, пособий и грантов, предоставляет солидную финансовую помощь студентам. В свою очередь государство и вузы осуществляют зарубежное сотрудничество в сфере высшего образования. Они разрабатывают и осуществляют различные образовательные проекты с целью предоставить студентам более интересные образовательные программы. За счет того, что студенты обладают «финансовой самостоятельностью» они могут самостоятельно решать куда и в каком количестве тратить стипендиальные и грантовый фонды. Результатом сотрудничества между государствами и вузами различных стран является повышение эффективности реализации многих прав студентов (пр. права на академическую мобильность, пользование информацией и т.д.).
Список литературы: