Одним из видов административного надзора является государственный ветеринарный надзор. В Законе Российской Федерации «О ветеринарии» под государственным ветеринарным надзором понимается «деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений …, посредством организации и проведения проверок…, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных государственных органов по систематическому наблюдению за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности» [1].
На сегодняшний день в деятельности органов государственного контроля существует традиционное, но достаточно опасное противоречие: наличие чрезмерного, избыточного дублирования контрольных функций, которыми законодательно наделены различные контрольно-надзорные инстанции в области ветеринарии. В основном законе «О ветеринарии» не разграничиваются полномочия государственных ветеринарных инспекторов, осуществляющих функции по федеральному и региональному ветеринарному надзору, нет и разграничения перечня объектов, поднадзорных каждому органу. Таким образом, федеральный и региональный ветеринарный надзор повторяют друг друга.
Например, с надзором за оборотом продуктов животного происхождения и за лицами, им занятыми, тесно связана такая функция, напрямую влияющая также на продовольственную, эпизоотическую и ветеринарно-санитарную безопасность страны, как государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов. Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» не конкретизирует полномочия федерального и регионального органов госветнадзора, не разделяет их с полномочиями других контролирующих органов. Конкретные полномочия должны быть установлены Правительством РФ [3], но на сегодняшний день упоминание о такой функции Россельхознадзора содержится только в подпункте «д» п. 6 Постановления N 201, и такой же функции Департамента ветеринарии Свердловской области - в подпункте 5 пункта 16 Положения о Департаменте, без четкой конкретизации. Как конкретно должен осуществляться надзор в этой области, непонятно. Например, возможно ли применять органам госветнадзора в своей деятельности в полном объеме и напрямую Закон о качестве и безопасности пищевых продуктов, привлекать виновных лиц за нарушения только этого Закона, без дополнительных ссылок на подзаконные акты (ветеринарно-санитарные правила), вообще, относится ли данный Закон к системе ветеринарного законодательства?
Исходя из нормативно-правовых актов в области ветеринарного надзора четко определены полномочия только по госветнадзору на государственной границе Российской Федерации и транспорте. Фактически в настоящий момент сложилась ситуация, когда и федеральный, и региональные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление госветнадзора, проводят проверки организаций и предпринимателей, занятых производством и оборотом продукции животного происхождения, по одним и тем же основаниям. Вместе с тем п. 5 ст. 3 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля четко указано на недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований [2]. В пункте 10 этой же статьи содержится требование о разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, в том числе федеральных и региональных. Однако в сфере ветеринарии такого разграничения до сих пор нет.
Список литературы: