В современной массовой коммуникации последовательно обнаруживаются две, казалось бы, противоположные тенденции: первая – это стремление к максимальной свободе, к обнаружению творческой индивидуальности автора, а вторая – это активное использование уже зарекомендовавших себя способов выражения мысли, что позволяет хотя бы отчасти скрыть свою субъективность и соотнести свой текст с существующими традициями. В качестве одного из ярких проявлений названных тенденций можно рассматривать активное обращение к многообразным способам использования прецедентности. Прецедентные феномены – это такие имена, ситуации (реальные или виртуальные, принадлежащие художественной литературе, изобразительному искусству, кино и т.п.), тексты, которые хорошо знакомы носителям данного языка, вызывают у носителей данного языка прочные ассоциации и очень часто используются в коммуникации данного народа. [Сидорова, Савельев, 2002, с.141]. Безусловно, прецедентные феномены играют важную роль в становлении картины мира русского человека, в жаргоне прецедентные имена также активно используются.
По нашим наблюдениям, прецедентная функция жаргонизмов закреплена за такими словами, как «ночная бабочка», «путана», «мурка» и др. Таким образом, жаргонизм, обозначающий лицо, напрямую относит читателя к тому действию, которое данное лицо совершает. Так, например, любому русскому человеку понятен род деятельности «путан». В СМИ данная функция жаргонизмов весьма частотна в использовании: Прозвучали примеры, как в Ивановской и Новосибирской областях целые банды специализируются на «производстве» малолетних путан. А. Головенко. Джульетту гонят на панель (о бесправии русских детей рассказывает заместитель председателя комитета Госдумы по делам женщин, семьи и молодежи Нина Останина // «Завтра», 2003.).
Данный пример позволяет сделать вывод, что прецедентные имена способны выступать как средство объединения и организации текста. Использование прецедентных имен способствует привлечению внимания читателя (слушателя) к форме текста, снижению напряженности общения и делает его менее формальным.
В современных текстах массовой коммуникации активно используются специальные средства, направленные на акцентирование прецедентных феноменов в составе текста. К числу таких средств относится повышенная частотность использования, наличие определенной системы прецедентных единиц, использование прецедентных феноменов в сильной позиции (заголовок, первая и последняя фразы текста) и др. Так, например, в приведенной выше статье в составе заголовка используется прецедентное имя «Джульетта».
Список литературы:
Материал из словарей:
1.Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966.[БСРЖ] Большой словарь русского жаргона. СПб., 2000. – 576 с.
2. Грачев М.А., Мокиенко В. М.. Русский жаргон. Историко-этимологический словарь - М.: АСТ - Пресс Книга, 200. – 336 с.
3.Елистратов Е.С. Толковыйсловарьрусскогосленга – М.: АСТ – Пресс книга, 2005. – 672 с.
4.Колесников Н.П. Толковый словарь названий женщин. Более 7000 единиц. – М.: АСТ, Астрель, 2002. – 608 стр.