Декоративная живопись имеет широкий диапазон выразительных средств и поэтому часто используется в практике изобразительного искусства для создания выразительного художественного образа и развития навыков изобразительной грамоты. «Декоративность» в живописи - это специфическая особенность живописных произведений, один из художественных методов направленный на создание выразительной художественной формы. К. Юон считал, что «декоративность» всегда составляет основу образования больших историко-художественных стилей, а «чувство декоративного является подтверждением профессионального мастерства педагога, выражением понимания красоты реальной действительности, через узор цветовых пятен, включения в композицию символов и элементов орнамента [1, с. 54].
Предпосылки декоративной живописиярко отразились в монументальном искусстве в различных фресках древнерусской иконописи; в искусстве иллюстрирования древних книг, в японской гравюре. Ярким примером декоративности в живописи являются росписи и мозаики критских дворцов и храмов. Древняя декоративная живопись напоминает орнамент, где ее формы стилизованы и канонизированы, расположены в ряд и подчинены ритмам и структурным вертикальным, диагональным и горизонтальным направлениям на плоскости листа. Декоративная живопись ярко проявилась в искусстве конца XIX - начала XX веков, в картинах художников фовизтов (А. Матисс, А. Дерен), постимпрессионистов (П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека, представителей неоимпрессионизма и группы "Наби").
Характерными особенностями композиции в декоративной живописи является чистота и интенсивное звучание открытых цветовых сочетаний; интерес к философским и символическим аспектам для усиления художественного образа; использование стилизованных и формальных приемов; отказ от копирования природных объектов и подражания натуре; применение деформации форм средствами условно-плоского пространства; сопоставление контрастных хроматических плоскостей, заключенных в обобщенный контур; упрощение формы до простых очертаний при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. Ни одна декоративная композиция не обходится без усиления основных цветовых отношений и использования цветного контура для отделения пятен цвета друг от друга. Чувство декоративного в практической работе по живописи определяется грамотным распределением по поверхности живописного изображения больших и малых тоновых и цветовых форм, использованием орнаментальных мотивов и ритмов, украшающих изображение.
К особенностям декоративной композиции в живописи относится «многослойность» форм на картинной плоскости. Слои произведения подразделяют на пространственные: конструкция листа, отношения величин, взаимодействия тоновых пятен, ритмическая организация форм и структур; а также на колористические слои: вид и характер колорита, цветовые массы, цветовые акценты и др. Пространственные и колористические слои живописного произведения, как компоненты целостной композиции взаимосвязаны друг с другом и направлены на выявление художественной идеи.
В многослойных декоративных композициях чаще всего используется условно-плоское пространство характерное для византийского, древнерусского или восточного искусства, а также для произведений художников модернистов конца XIX - начала XX веков (А. Матисс, Ф. Леже, П. Пикассо). Подобный способ изображения рассматривается не как оптическая иллюзия трехмерности, а как сфера «малой глубины» картинной плоскости на которой расположены цветовые и тоновые массы, представляющие узор. В этом случае планы размещаются друг над другом, пространственные соотношения реальной натуры полностью отсутствуют, изображение разворачивается не в глубину, а вверх или вниз. При этом условность, определяется целью необходимости выразительного звучания художественной формы, сохранения внутренней целостности образа для выражения смысла произведения. Условность - это способ художественного обобщения, предполагающий повышенную эмоциональность образа и рассчитанный на такой же эмоционально-экспрессивный зрительный отклик. Степень условности в различных принципах живописи различная [2, с. 26].
Так с помощью выразительных средств появляется эстетический знак или символ, созданный на основе реального объекта, представляющий интерпретацию реальности, в которой зашифрован художественный смысл произведения и его образы.
Список литературы:
1. Герчук, Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие /Ю.Я. Герчук. – М.: Учебная литература, 1998. – 208 с.
2. Ременникова, Ю.С. Декоративная композиция на примере живописи Республики Башкортостан. Учебно-методическое пособие по спецкурсу /Под. ред. Ю.П. Правдина – Уфа: Вагант, 2010. – 118 с.