Среди всех педагогических мероприятий, направленных на профилактику возникновения у школьников утомления особое место занимают средства физической культуры, применяемые в режиме учебного дня [2, с. 27].
С целью определения эффективности средств физического воспитания в предупреждении возникновения утомления младших школьников в режиме учебного дня нами было проведено экспериментальное исследование на базе одной из общеобразовательных школ города Вологды в два этапа.
На первом этапе работы с целью всестороннего воздействия физических упражнений на организм младших школьников с учетом их возрастных особенностей в режим учебного дня нами были определены следующие организационные формы физического воспитания: гимнастика до учебных занятий, физкультминутки, подвижные перемены, динамическая пауза в рамках ежедневного часа здоровья.
В связи с тем, что детям, а особенно младшим школьникам важна потребность в кислороде, обязательным условием явилось – предварительное проветривание помещения, в котором выполнялась гимнастика. Для создания эмоционального настроя использовалось музыкальное сопровождение.
На уроках русского языка, математики значительную нагрузку испытывают органы зрения, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом напряжении, мышцы кисти работающей руки. В связи с этим обязательной формой физкультурных занятий в режиме учебного дня в школе явились физкультминутки.
При организации физкультурных минуток нами использовались: упражнения, направленные на улучшение мозгового кровообращения, в частности упражнения, оказывающие механическое воздействие на стенки шейных кровеносных сосудов и повышающие их эластичность (наклоны и повороты головы); упражнения, направленные на снижение зрительного напряжения. В их состав включались задания, вовлекающие в работу наружные и внутренние мышцы глаза, цилиарные мышцы, что способствует расслаблению мышц глаз, улучшению кровообращения в глазу и циркуляции внутриглазной жидкости; дыхательные упражнения, повышающие возбудимость коры полушарий мозга, направленные на активизацию детей на уроке, выработку рационального дыхания; упражнения, направленные на снижение статического напряжения с мышц туловища и позвоночника, способствующие сохранению правильной осанки; релаксационные упражнения, включающие в работу мышцы языка и мимическую мускулатуру; пальчиковая гимнастика, направленную на снятие напряжения с кистей рук.
При составлении физкультминуток мы руководствовались: предметной составляющей урока; видом деятельности, в который включены учащиеся (письмо, чтение, слушание, просмотр мультимедиа), эмоциональным настроем класса, выраженностью состояния утомления школьников. Опираясь на данные условия, мы выделили пять групп физкультминуток.
Между первым – вторым и третьим – четвертым уроками нами были организованы подвижные перемены. Опираясь на то, что в младшем школьном возрасте, особенно в первом классе ведущим видом деятельности остается игра, в качестве основного средства физического воспитания на перемене между первым – вторым уроками использовались подвижные игры. Помимо профилактики утомления они дают возможность детям узнать друг друга и подружиться.
Динамическая пауза была организована на свежем воздухе, в рамках ежедневного часа здоровья, между вторым и третьим уроками. Длительность паузы составила 30 минут. При возникновении трудностей во время игр происходила корректировка правил, что бы игра была доступна каждому.
Второй этап нашей работы включал проведение сравнительного эксперимента и обработка полученных результатов. Обработка результатов показала, что показатель «устойчивость внимания» на конец второго урока в экспериментальной группе составил 989,1±116,5 ед., в контрольной группе - 1234,3±207,7 ед, (р<0,01); на конец третьего урока: в экспериментальной группе - 1035,9±124,9 ед., в контрольной группе - 1335,2±226,2 ед, (р<0,01); на конец четвертого урока: в экспериментальной группе - 1081,8±91,4 ед., в контрольной группе - 1494,4±215,7 ед. (р<0,01). Показатель «физическая усталость» на конец третьего урока в экспериментальной группе составил - 3,8±0,9 баллов, в контрольной группе - 5,5±1,3 (р<0,01); на конец четвертого урока: в экспериментальной группе - 5,1±0,8 баллов, в контрольной группе - 7,9±1,1 (р<0,01).
Таким образом, данные результаты свидетельствуют, что выбранные нами средства физического воспитания и формы организации оказывают предупреждающее воздействие на возникновение утомления.
Список литературы:
1. Зотова, Ф. Р. Педагогические условия эффективной работы современной школы по сохранению здоровья учащихся в процессе обучения / Ф. Р. Зотова // Интеграция образования. - 2005. - № 4. - С. 27 - 30.