+7 989 669 15 15



ПРИЧИНЫ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»




Карпова Наталья Юрьевна

студентка, Институт истории и права, ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», г. Абакан

В статье рассматривается комплекс проблем, которые послужили причиной принятия Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившего в силу с 1 сентября 2013 г.

Ключевые слова: Ключевые слова: глобализация,законодательство,интерграция,модернизация,образование.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1, а также ряд других ключевых нормативных актов заложили правовые основы законодательства об образовании на первоначальном этапе. В период кризисного состояния нашей страны, они имели положительный эффект для поддержки и становления системы российского образования. Однако, как справедливо отмечают Н.С. Волкова и Ю.А. Дмитриев «социальная функция законодательства периода становления образовательных институтов в современных условиях не отвечала требованиям социально-экономического развития государства и общества, реальным потребностям образовательной сферы» [5, с. 14].

В качестве генерального нормативного акта Закон об образовании от 10 июля 1992 г. № 3266-1 имел рамочный характер и подразумевал принятие на его основе некоторых специализированных нормативных актов, в том числе тех, которые касались непосредственно различных уровней образования. К сожалению, российское образовательное законодательство не пошло по отмеченному направлению, лишь в сфере высшего образования, был принят специальный нормативно-правовой акт. В конечном итоге многие значимые аспекты правовых отношений, которые возникали в отдельных сферах отечественного образования, остались на законодательном уровне не регламентированы. Последствия сложившейся ситуации предсказуемое и объективно сказались на положении отечественного образования в целом.

Отмеченный в литературе административно-хозяйственный характер отечественного образовательного законодательства в последнее время показал свои недостатки путем выявления пробелов в регулировании собственно образовательного процесса и его организации [6, с.18]. К примеру, как в Законе «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1, так и в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 № 125-ФЗ практически отсутствовали нормы, которые определяли порядок получения образования на возмездной основе, правила ведения инновационной деятельности, правовые условия внедрения новых форм и технологий организации образовательного процесса и др.

Другая проблема состояла в том, что нормы образовательного законодательства дублировались законодательными актами других правовых отраслей, которые были представлены в виде как целых институтов, так и отдельных норм, связанных с вопросами образования.

Действующая до недавнего времени система правового регулирования слабо реагировала на процессы глобализации на фоне создания единого образовательного пространства. На этом фоне существенно возрастали противоречия российского образовательного законодательства с положениями международных правовых актов. К примеру, порядка признания документов иностранных государств об образовании и др.

Кром того, существенно усложняли правовое регулирование образовательной деятельности различные ведомственные акты, которые принимались органами исполнительной власти. Среди них были нормативные правовые акты Министерства образования и науки РФ, Госкомвуза России, Министерства труда России. Как пишет Л.Ю. Грудцына «в течение четырех лет (2006-2009 годы) Рособразованием было направлено свыше пятидесяти писем различного содержания, а Рособрнадзором было издано более восьмидесяти подобных документов, которые в большинстве своем не имели нормативного характера. Несмотря на то, что зачастую служили единственным ориентиром для поиска нужной правовой информации. Данные письма как рекомендательного, так и разъяснительного характера в практике регулирования образования брались на вооружение в качестве нормативных актов» [6, с.18].

К тому же следует сказать про частое внесение изменений и дополнений в нормативные акты об образовании, которое породило неустойчивость федерального законодательства в данной сфере. Попытки обновления законодательства об образовании неоднократно предпринимались с начала 2000-х годов, а затем обрели перманентный характер. Например, Л.Ю. Грудцына по этому поводу отмечает, что «в течение девяти лет (2002-2009 год) по Законам № 3266-1 и № 125-ФЗ было внесено свыше двухсот законодательных инициатив» [6, с.19].

Постоянное внесение изменений и дополнений в образовательные законы весьма наглядно отражали проблемы не только их внутренней структуры, но и содержания правовых норм, чем процесс совершенствования завершится еще не скоро. Сложно спорить с тем, что стабильность нормативного правового акта, является лучшим подтверждением использования эффективных правовых конструкций, которые устояли под действием социальной практики и времени.

Дальнейшее движение в развитии правового регулирования образования направлено на формирование логичной упорядоченности правового материала на основе стратегии обобщения накопленной практики реализации существующего законодательства.

Вместе с тем, необходимо заметить, что наличие существенного объема подзаконных актов в сфере образования, а также отдельных норм, которые касаются образования в различных нормативных правовых актах, требует тщательного юридического анализа. Тщательная систематизация и изучение подобных документов (инструкций, писем и положений) вместе с обобщением практики заложенного в них правового регулирования в одном или нескольких актах видится весьма разумным методом решения накопившихся проблем в сфере нормотворчества.

Также одной из ключевых причин разработки нового законодательства об образовании, в частности Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 2012 г. № 273-ФЗ следует назвать и процессы глобализации, которые происходят на фоне развития информационного общества. Кроме того, международные обязательства в образовании, которые приняла Россия, делали актуальным вопрос о модернизации образования и системном реформировании образовательной нормативной базы с учетом современных стандартов правового регулирования.

Стоит заметить, что в 2003 г. Россия подписала Болонскую декларацию (1999 г.) и вступила в Болонский процесс, предполагающий создание единого образовательного пространства, унификацию правового статуса российских и европейских образовательных организаций и мобильность студентов. Болонская декларация определяет интеграцию не только систем образования европейских государств, но и иных общественных институтов. В любом случае современное правовое регулирование образовательной системы требует обеспечения стабильности и преемственности законодательства об образовании.

Действующая до недавнего времени система правового регулирования слабо реагировала на процессы глобализации на фоне создания единого образовательного пространства и предполагающих унификацию норм национального законодательства в рамках гармонизации инструментов правового регулирования. На этом фоне существенно возрастали противоречия российского образовательного законодательства с положениями международных правовых актов, например, порядка признания документов иностранных государств об образовании и др.

Таким образом, названные причины весьма точно показывают необходимость в модернизации отечественного образовательного законодательства, исходя из важнейших направлений развития образования и образовательных потребностей граждан и долгосрочной социально-экономической политики государства.

Динамичное развитие и процессы модернизации современной отечественной системы образования наряду с разрывом между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением являются основными фактами, которые определили на необходимость существенного изменения институтов образовательного права. Данные причины во многом и послужили основанием для разработки и принятия нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

 

Список литературы:

Нормативные правовые акты

1. Декларация о создании общеевропейского пространства высшего образования (Болонская декларация): Принята в г. Болонье 19 июня 1999 г. [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». - (дата обращения: 10.01.2014).

2. Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 декабря 2012 г.; одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 декабря 2012 г.; в ред. Федер. закона от 25 ноября 2013 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53 (ч. 1), ст. 7598; 2013. № 48, ст. 6165.

3. Об образовании: Закон Рос. Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1; в ред. Федер. закона от 12 ноября 2012 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 3, ст. 150; 2012. № 47, ст. 6396. – утратил силу.

4. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федер. закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ; в ред. Федер. закона от 3 декабря 2011 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 35, ст. 4135; 2011. № 49 (ч. 5), ст. 7063. – утратил силу.

Литература

5. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный) / Н.С. Волкова, Ю.А. Дмитриев, О.Ю. Еремина и др. - М.: Деловой двор, 2013. – 234 с.

6. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (поглавный) / Л.Ю. Грудцына, Ю.А. Дмитриев, А.А. Дорская и др.; под ред. В.Е. Усанова. - М.: ЮРКОМПАНИ, 2013. – 231 с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»