+7 989 669 15 15



ПРИКЛАДНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КУРСА «МАТЕМАТИКА» НА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ УНИВЕРСИТЕТОВ




Детушев Иван Васильевич,

ассистент кафедры математического анализа и прикладной математики курского государственного университета, г. Курск.

В работе рассматриваются некоторые способы активизации и мотивации познавательной деятельности студентов экономических специальностей вузов. Отмечается, что решение задач с экономическим содержанием, собранных в системе и по каждому разделу высшей математики – наиболее эффективный метод активизации познавательной деятельности студентов. В связи с чем возникает необходимость разработки системы задач по математике для экономистов, целью которой будет – познакомить будущих экономистов с основными методологическими подходами, моделями и методами формализованного представления информации экономического содержания по средством математики.

Ключевые слова: Ключевые слова: методика преподавания математики,задачи с экономическим содержанием,система заданий и задач,профессиональная направленность.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


В последнее время на экономических факультетах университетов все чаще встречаются студенты, которые не имеют интереса к математике, не понимают важности владения ею для своей будущей специальности и, более того, убеждены, что она им будет не нужна в их профессиональной деятельности. В связи с этим необходимо активизировать и мотивировать познавательную деятельность студентов по высшей математике.

Для достижения этой двуединой цели необходимо совершенствование учебных планов и программ. Поскольку математика для студентов экономических специальностей представляет интерес не столько как самостоятельная наука, сколько как основной инструментарий для решения различных экономических задач, то данный курс должен носить скорее прикладной практический, а не теоретический характер. Дисциплина должна делать упор на те разделы высшей математики, которые студент сможет применить в своей будущей профессиональной деятельности.

Так, например, раздел аналитической геометрии необходимо знать, чтобы грамотно толковать экономическую информацию, представленную в виде различных графиков – это кривые и поверхности безразличия, кривые потребительского бюджета, инвестиционного спроса, кривые Филипса, Лаффера, Лоренца…; выводить интерполяционные формулы по методу наименьших квадратов; находить наилучший план производства при заданных расходах и т. д.

В разделе «Математический анализ» студент должен оперировать такими фундаментальными понятиями, как функция, предел, производная, интеграл, дифференциальное уравнение. Поскольку, например, второй замечательный предел применяется при решении задач о росте банковского вклада по закону сложных процентов; использование понятия производной приводит к такой специальной дисциплине, как предельный анализ в экономике… Кроме того, студент должен владеть основными понятиями линейной алгебры и теории вероятностей.

 Однако, совершенствования учебных планов и программ недостаточно для активизации познавательной активности студентов. Необходимо, чтобы обучение осуществлялось более рациональным образом и с оптимальной пользой для дела. Большое значение для успеха имеет правильно поставленная и хорошо продуманная методика преподавания. Основополагающую роль, по нашему мнению, в данной методике должны играть задания, связанные с профилем будущей специальности студента. Причем, данная методика должна быть построена таким образом, чтобы задачи с экономическим содержанием давались в системе по каждой изучаемой теме высшей математики. Такой подход, на наш взгляд, более эффективен для активизации познавательной деятельности студентов экономических специальностей, чем решение задач без экономического содержания. В связи с чем возникает необходимость создания системы заданий и задач по каждому разделу высшей математики, изучаемых на экономических специальностях вузов. В настоящее время наблюдается острая нехватка задачников для практических занятий по высшей математике, где были бы собраны и систематизированы задачи с экономическим содержанием по различным разделам высшей математики.

 В отечественной науке попытки создания подобных учебников уже были [3, 4, 5] , однако, в них слишком мало задач с экономическим содержанием, которые, кроме того, не имеют четкой систематизации и дифференциации. Встречаются также и учебные пособия, ориентированные на школьников и студентов сузов [1, 6]. В этих пособиях задачи, при ограниченном их числе, представлены не по всем разделам высшей математики, изучаемых на экономических факультетах вузов. Кроме того, большинство задач, представленных в данных пособиях, решаются с помощью элементарных методов не требующих специальной математической подготовки, получаемой на экономических факультетах вузов. В связи с этим возникает необходимость разработки полной системы задач с экономическим содержанием, ориентированной на студентов экономических специальностей вузов.

Решение подобного типа задач, собранных в системе и по каждому разделу высшей математики, на наш взгляд, – наиболее эффективный метод активизации познавательной активности студентов, поскольку в процессе их решения у студентов развивается умение выявлять причинно – следственные связи между экономическими показателями по средствам математического описания. Это способствует углублению и систематизации знаний как по математике, так и по дисциплинам экономического цикла.

Студентам нужно показать, что в основе решения задач с экономическим содержанием лежит математическое моделирование. Именно через составление и изучение математических моделей в различных областях экономики применяется математика. Поэтому студентам экономических специальностей важно уметь строить и исследовать математические модели.

При решении задач с экономическим содержанием студент должен уметь выделять следующие этапы ее решения.

  1. Этап формализации, где происходит перевод рассматриваемой задачи с естественного языка на язык математических терминов и обозначений, при этом происходит переход от реальной ситуации к математической модели. Для успешной реализации этого этапа студент должен уметь:

 

- Анализировать исходные данные в условии задачи;

- Выявлять связи между компонентами изучаемой проблемы;

- Выражать математическими символами экономические положения и их взаимосвязи.

 

Результатом этого этапа является математическая модель (уравнение, система уравнений, функциональная зависимость) адекватно отражающая данную ситуацию.

         2. Этап исследования построенной математической модели, то есть выбор наиболее подходящего метода решения поставленной математической задачи. При этом студент должен уметь:

 

- Подбирать наиболее оптимальные приемы решения задачи;

- Разбивать сложные задачи на более простые подзадачи;

- Пользоваться вспомогательным математическим аппаратом.

         3. Этап интерпретации, то есть анализ полученных результатов и объяснение их в терминах математической задачи, а также перевод полученных выводов на экономический язык исходной постановки задачи. При этом студент должен уметь:

 

- Выявлять соответствие между результатами математических подсчетов и реальной экономической ситуацией;

- На основе общих утверждений формировать частные выводы;

- Оценивать значение данных экономических факторов для практической деятельности.

 

Все это необходимо учитывать при написании учебного пособия по математике для экономистов, целью которого было бы – познакомить будущих экономистов с основными методологическими подходами, моделями и методами формализованного представления информации в рамках курса высшей математики.

 

Список литературы:

1.    Гуринович С.Л. Математика. Задачи с экономическим содержанием: пособие[для сузов]/ С.Л. Гуринович. Минск: Новое знание, 2008.-264с.

2.    Кудрявцев Л.Д. Современная математика и ее преподавание/С предисловием П.С. Александрова: Учебное пособие для вузов.- 2-е изд., доп.-М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985.-176с.

3.    Корзюк А.Ф. Дифференциальные модели некоторых экономических задач/ А.Ф. Корзюк, Т.К. Шемякина, С.А. Мызгаева. Минск: БГИНХ им. В.В. Куйбышева, 1989. 15 с.

4.    Кремер Н.Ш. Высшая математика для экономических специальностей. - Москва: «Юрайт» Высшее образование, 2010

5     Малыхин В.И. Математика в экономике: учеб. пособие / В.И.Малыхин. М.: ИНФРА-М, 1999 .355 с.

6.    Стариков В.Т. Сборник задач с производственным содержанием по математике для профтехучилищ сельскохозяйственного профиля: учеб. пособие / В.Т.Стариков. 2-е изд., перераб. и доп. Минск: Выш.шк., 1992.123с.


 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»