+7 989 669 15 15



Приоритетные направления бюджетной политики России




Галиева Эльза Данисовна,Салимова Ф.Н.,

студентка *
к.э.н., доцент **
Нефтекамский филиал Башкирского Государственного университета


Аннотация: в данной статье рассмотрена бюджетная политика России на ближайшую перспективу. Изучены направления деятельности бюджетной политики страны.

Ключевые слова: бюджетная политика, экономика, проект бюджета, санкции.




Библиографическое описание: Галиева Э.Д., Салимова Ф.Н. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ [Тема ] //Перспективы развития научных исследований в 21 веке: сборник материалов 12-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 30 октября, 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – C.42-44


Бюджетная политика государства представляет собой совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.

Бюджетная политика подразумевает постановку целей и задач в сфере государственных финансов, создание механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, рациональное управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов [4].

Не стабильная экономическая ситуация в стране на данный момент времени требует усиления результативности затратных статей бюджета, модификацию имеющихся инструментов исполнения бюджетной политики, диктует обязательность привлечения граждан страны в процесс обсуждения и формирования бюджетных решений. Спад цен на нефть, дефицитность государственного бюджета, резкое снижение валютного курса национальной валюты, а также введение экономических санкций, порождают необходимость поиска новых, эффективных подходов к формированию дальнейшего развития бюджетной политики государства.

Приоритетной задачей в среднесрочном периоде является сохранение финансовой стабильности. «Антикризисный фонд» созданный в составе федерального бюджета предоставляет возможность осуществления разноплановых мер по поддержке предпринимательства, отраслей экономики. Динамично реализуется социальная поддержка граждан, при отсутствии сокращения имеющихся на данный период времени социальных обязательств.

С 2015 г. для обеспечения долгосрочной устойчивости бюджетов единовременно с проектом бюджета, на рассмотрение предоставляется долгосрочный бюджетный прогноз. Сформулирована нормативно-правовая база в области государственных закупок для обеспечения роста эффективности, целесообразности расходов бюджета. Сформулированы новейшие механизмы финансирования, инфраструктуры, осуществлена помощь в обеспечении сбалансированности региональных и местных бюджетов, улучшено качество работы контрольных органов, действует государственная информационная система управления общественными финансами. Деятельность по повышению понятности и открытости бюджета для граждан осуществляет «электронный бюджет».

В результате введения санкций в 2015 г. в стране ухудшилась экономическая ситуация, выявлена отрицательная динамика по инвестициям в основной капитал, реальным располагаемым денежным доходам и промышленному производству. Впоследствии возможен дальнейший отток капитала в заграничные страны, снижение уровня реальной заработной платы до 2018 г.. Стоит заметить отрицательное воздействие демографического фактора.

Реструктурирование экономики страны направлено на перераспределение национального дохода от населения к корпоративному сектору, образуя финансовую базу для потенциальных инвестиций. Перемены уровня цен помогают перемещению финансовых и трудовых ресурсов в сферу торговли, где можно заметить увеличение доходности на вложенный капитал.

Приоритетным направлением развития бюджетной политики РФ на 2016 - 2018 гг. является снижение зависимости бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ от средств федерального бюджета. На увеличение доходов ПФ может повлиять проводимая пенсионная реформа. Первый этап прошел с 2013 по 2015 гг., второй этап занимает промежуток с 2016 по 2020 года, последний этап дислоцируется в промежутке с 2021г. по 2030 г.[2, с. 29].

В рамках повышения эффективности и целесообразности бюджетных расходов, можно выделить главные задачи государства:

- выработка механизмов роста качества государственных услуг;

- модернизация контрольных мероприятий;

- усовершенствование инструментов программно-целевого аппарата и бюджетирования;

- создание системы аудита эффективности государственных программ;

- своевременное нормативно-правовое обеспечение всех проводимых процедур;

- разработка действенного финансового менеджмента бюджетной сферы;

- рост эффективности процесса проведения государственных закупок[5].

На период с 2016 г. по 2018 г. прогнозируется уменьшение доходов и расходов относительно ВВП, при падении до 1% в 2018 г. уровня бюджетного дефицита. Доля федерального бюджета в доходах бюджетной системы снизится с 48,3% в 2015 г. до 47,9 % в 2018 г. [3].

В рассматриваемом периоде ожидается рост доли доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ на 0,2%, а рост доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ может составить 0,5%, при этом доля расходов федерального бюджета снизится к 2018 году на 2,2%, помимо этого ожидается увеличение доли расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ на 1,5% [3, с. 146-148].

Сложившаяся на сегодняшний день в России экономическая ситуация диктует постоянные изменения ранее запланированных мероприятий с учетом полученных ранее результатов, и внешний мониторинг указывает, что Россия благополучно справляется со сложившейся обстановкой в стране [1, с. 296-299].

Следовательно, комплексный подход к обеспечению устойчивости бюджетов, намеченные на среднесрочный период, способен уменьшить прогнозируемые и уже существующие риски, содействовать стабилизации экономической ситуации страны.

 

 

Список литературы:

1. Евдокимова, Ю.В. Анализ налоговой системы и налоговой политики РФ / Ю.В. Евдокимова // Экономика и предпринимательство. – 2015. – №2 (55). – С. 296-299.

2. Евдокимова Ю.В. Основные направления пенсионной реформы в РФ / Ю.В. Евдокимова // Современные научные исследования и инновации. – 2013. – №10 (30). – С. 29.

3. Игнатенко В.А. Бюджетная политика России: приоритетные направления / В.А. Игнатенко // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – №8-1(52). – С. 146-148.

4. Бюджетная политика – [Электронный ресурс] // MARKET-PAGES.RU. – Информационный бизнес портал Market-pages.ru. – Режим доступа: http://www.market-pages.ru/budsyst/7.html, свободный. – Загл. с экрана .

5. Основные направления бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов – [Электронный ресурс] // MINFIN.RU. – Официальный сайт Министерства финансов РФ. – Режим доступа: http://minfin.ru/common/upload/library/2015/07/main/Proekt_ONBP_2016-18.pdf, свободный. – Загл . с экрана .

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»