ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ МОЛОДЕЖИ К ОБРАЗОВАНИЮ




Егорова Екатерина Владимировна,

ст. преп., ДГТУ, РФ, г. Ростов-на-Дону

Статья посвящена исследованию проблемы образовательных ценностей молодежи в рамках современной образовательной парадигмы. Рассматриваются подходы к определению ценности и особое социально-культурное значение ценностного отношения к образованию для современной молодежи.

Ключевые слова: Ключевые слова: образовательная парадигма,ценность,культура,интериоризация.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


В настоящее время идею ценностного подхода связывают с гуманистической парадигмой образования, для которой характерны следующие принципы: Равенство понимаемое как положение людей в обществе, обеспечивающее их одинаковые гражданские права по отношению к образовательным средствам; Диалогизм - как создание нового типа рефлексии на основе диалога; Сосуществование - как одновременное или совместное существование различных подходов к пониманию сущности образования; Свобода - как свобода воли; Соразвитие - как способ интеграционного взаимодействия; Единство - как общность образовательных целей; Принятие - как понимание и «присвоение» личностью статуса образования в современных социально-экономических условиях.

Таким образом, образование тесно связано с особенностями человеческого существования и имеет несколько разных аксиологических (ценностных) измерений, которые меняются в ходе исторического развития человеческого общества [1]. Ценности образования сопряжены с совокупностью потребностей и интересов общества и его членов, и поэтому образование является ценностью прежде всего для общества. Образование является ценностью для общества еще и потому, что оно формирует консенсус, согласие во взаимоотношениях людей, а значит, способствует стабильности развития и самого общества. Ведь, по существу, образование как ценность – ядро культуры, предпосылка и основа взаимопонимания и взаимодействия между членами общества. С помощью системы образования в стране осуществляется интериоризация общезначимых ценностей в сознании индивидов [2]. И естественно, что поскольку такая интериоризация общественных ценностей и ценностных приоритетов проходит у человека через всю жизнь, то именно она и определяет успешность его социализации – процесса освоения социально значимых форм общежития. Так, узкая специализация, утилитаризм в системе организации и осуществления современного образования ведут к тому, что незнание отдельными группами людей какого-то одного общего для всех круга знаний не просто затрудняет и сдерживает их коммуникацию друг с другом, но и создает определенную угрозу цивилизованному развитию самого общества.

Особый статус образования обусловливается тем, что оно выступает своеобразным фундаментом, без которого не может существовать здание современного цивилизованного общества [3]. Уровень современного общества определяется уровнем развития человека, возможностями его самореализации. Поэтому на первый план выступает культурно-гуманистическая функция образования, заключающаяся в приобщении человека к социальным ценностям.

Образование выполняет социальную, экономическую, культурологическую и другие функции в обществе, становится ценностью для государства, общества и каждой личности [4]. Но поскольку уровень развития культуры определяется уровнем развития человека как ее субъекта и творца, то на первый план выступает культурно-гуманистическая функция образования, заключающаяся в приобщении человека к социальным ценностям.

Приобщение обучающихся к ценностям человеческого бытия, развитие ценностного отношения к образованию могут стать важнейшими средствами формирования личности студента. Ценностное отношение к собственному образованию, его качеству и уровню способствует наиболее полному развитию и реализации студентами своих потенциальных возможностей, позволяет приобрести мобильность в профессиональной сфере, увеличивает шансы получения более интересной и престижной работы.

Ценностное отношение студентов к образованию является проявлением их потребности в познании. Формирование такой потребности у тех, кто учится - одна из главных ценностных ориентации в деятельности педагогов как высшей, так и средней школы.

Таким образом, становление личностного в человеке предполагает усвоение системы гуманистических ценностей, составляющих основу его гуманитарной культуры. Перенос общественный представлений в сознание отдельного человека – интериоризация – ведет к превращению общечеловеческих ценностей в высшие психические функции индивидуальности. Следовательно, наиболее перспективной моделью воспитания и обучения представляется та, которая будет учитывать социальные аспекты и интегрировать их с актуальными сущностными сферами индивидуальности: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, сфере саморегуляции, предметно-практической и экзистенциальной.

 

Список литературы:

1.   Кукушин, В. С. Общие основы педагогики : уч. пос. для студ. пед. вузов / В. С. Кукушин. – Ростов-на-Дону: Издательский центр МарТ, 2002. – 208 с.

2.   О.С. Гребенюк. Педагогика индивидуальности. Калининград, 2000. - 572 с.

3.   Психология и педагогика: учеб. пос. / под рук. А. А. Бодалева. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. – 585 с.

4.   Ильин, Е. П. Психология для педагогов. Санкт-Петербург: Питер-Юг, 2012. – 640 с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»