Проблема ценностных ориентаций в педагогической аксиологии




Егорова Екатерина Владимировна

старший преподаватель, Донской государственный технический университет, Россия, г. Ростов-на-Дону

Рассматривается аксиологическая структура личности в отношении обучения и воспитания с позиций педагогической аксиологии. Выявлены противоречия в исследовании аксиологической структуры личности в отношении образования. Описаны теории ценностей в отечественных психолого-педагогических концепциях в их историческом развитии.

Ключевые слова: Ключевые слова: аксиология,ценностные ориентации,образование,педагогическая аксиология.




Библиографическое описание: Егорова Е.В. ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКСИОЛОГИИ [Текст] // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе: сборник материалов 11-й международной научно-практической конференции., 24 июля 2016 г. - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – С. 4-6


Модернизация образования в российском обществе призвана ответить на вызовы, стоящие перед страной в социальной и экономической сферах, в обеспечении национальной безопасности. Неотъемлемое условие модернизации – освоение людьми новых социальных ролей, развитие культуры социального поведения граждан с учетом открытости общества, его быстрой информатизации, роста динамики изменений. Следовательно, актуальность исследования аксиологической структуры личности в отношении образования обусловлена противоречием между возросшими деструктивными и негативными явлениями социума и задачами школы и вуза в воспитании нравственного поколения.

Разрешение обозначенного противоречия ставит необходимым рассмотрение данных проблем с точки зрения аксиологии и педагогической аксиологии.

Аксиологическое исследование предполагает обращение к ценностному содержанию человеческой жизнедеятельности. Это исследование, в котором любой объект изучается с точки зрения его «обращенности» к человеку. Изучая ценности, исследователь обращается к структурообразующим параметрам человеческой жизнедеятельности. Его интересует в данном случае остов соответствующих процессов, проявленный с точки зрения осознания человеком себя, идентификации им пространства, условий, особенностей собственной жизни.

В этом отношении ценность как предмет аксиологического исследования интересна именно тем, что обращение к ней предполагает рассмотрение окружающего мира с точки зрения его идентифицируемости человеком в качестве наполненного смыслом жизненного пространства.

Основанием педагогической аксиологии послужили теории, разработанные О.Г. Дробницким [4], Б.И. Додоновым[3], Г.Е. Залесским[5], А.Н. Леонтьевым[8] и др.

Система ценностных ориентаций обучающихся всегда адекватна системе ценностей общества. Переоценка ценностей, происходящая в обществе, влечет за собой изменения в ценностных ориентациях воспитуемых. Современная социальная ситуация развития школьников, студентов, их поиск ценностных ориентиров обуславливается все еще продолжающейся кардинальной переоценкой ценностей в обществе. В связи с этим все большее значение придается педагогическому процессу в области развития гуманистических ценностных ориентаций воспитанников. Формирование ценностных ориентаций протекает посредством интериоризации, идентификации и интернализации.

Б.Г. Ананьев[1] отмечает, что формирование личности путем интериоризации – присвоение продуктов общественного опыта и культуры в процессе воспитания и обучения – есть вместе с тем освоение определенных позиций, ролей и функций, совокупность которых характеризует ее социальную структуру. Все сферы мотивации и ценностей детерминированы именно этим общественным становлением личности.

.Ф. Клименко[7] считает, что интериоризация общественно значимых ценностей происходит через усвоение социальных нормативов как в вербальном, так и в поведенческом плане. По Б.И. Додонову[3], эмоции играют весьма важную роль в формировании ценностных ориентаций. Автор отмечает, что «ориентация человека на определенные ценности может возникнуть только в результате их предварительного признания (положительной оценки рациональной или эмоциональной)».

Идентификация, по мнению В.А. Петровского[9], образует одну из форм отраженной субъектности «…когда в качестве субъекта мы воспроизводим в себе именно другого человека (а не свои побуждения), его, а не свои цели и т.п.».

А.В. Кирьякова[6] отмечает, что «процесс ориентации – сложный, противоречивый и в то же время закономерный, развивающийся «по спирали». Автор выделяет 3 фазы процесса ценностной ориентации: 1 фаза – присвоение ценностей общества личностью; 2 фаза – преобразование личности на основе присвоения ценностей; 3 фаза – прогноз, целеполагание, проектирование. Процесс ориентации приобретает пространственно-временную трехмерность, что способствует устремлению ценностных ориентаций и самосознания в будущее и формированию жизненной перспективы личности.

Н.А. Асташова[2], рассматривая процесс интериоризации ценностей у воспитанников в образовательном пространстве, выделяет следующую последовательность действий педагога. Включение в образовательный процесс ценностных объектов – предъявление ценностей личности – обеспечение связи «субъект – объект» - вызов эмоционально положительной реакции – фиксация этой реакции – генерализация отношения – осознание ценности – коррекция ценностного отношения на основе имеющихся представлений об идеальном уровне ценности.

Таким образом, процесс формирования ценностных ориентаций, как любое психолого-педагогическое явление, не может протекать идеально в рамках заданной модели, т.к. он связан с развитием личностных качеств человека, многие факторы, такие как семья, круг общения, сверстники, педагогический коллектив, учебно-воспитательный процесс и, наконец, вся окружающая среда так или иначе накладывают свой отпечаток на данный процесс. И, следовательно, воспитательная деятельность будет эффективна тогда, когда она отвечает логике саморазвития субъекта, приоритетам личностно-ориентированного образования.

 

Список литературы:

1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977. С.344.

2. Асташова, Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии// Педагогика, 2002, №8.

3. Додонов, Б.И. Эмоции как ценность. – М., 1978. С.272.

4. Дробницкий, О. Г. Человек, его отношение к окружающему миру и про блема ценности.

5. Залесский, Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.

6. Кирьякова, А.В. Ориентация личности в мире ценностей // Magister. 1998. №4. С.37-50.

7. Клименко, И.Ф. Генезис ценностных ориентаций, исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека// К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. – М., 1992. С.3-12.

8. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.,1975. – 304 с.

9. Психология развивающейся личности/ Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987. С.240.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»