ПРОБЛЕМА НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ НА ОТЕЧЕСТВЕННОМ И ЗАРУБЕЖНОМ РЫНКЕ ЛЕКАРСТВ




*Курятникова Ксения Ярославовна, **Семенова Анастасия Андреевна

*Новосибирский государственный университет экономики и управления – «НИНХ», магистр экономики, г. Новосибирск **Новосибирский государственный университет экономики и управления – «НИНХ», магистр экономики, г. Новосибирск

В статье рассмотрен вопрос об актуальности проблемы недобросовестной конкуренции на рынке лекарственных средств. Лекарственные препараты обладают огромной степенью влияния на состояние здоровья и даже жизни людей, поэтому авторы статьи видят необходимым обратиться к данной теме. В работе идентифицированы процессы недобросовестной конкуренции в деятельности отечественных и зарубежных фарма-цевтических компаний.

Ключевые слова: Ключевые слова: rонкуренция,недобросовестная конкуренция,рынок лекарств,фармацевтика,лекарственные средства,лживая реклама.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Конкуренция, как экономическое, так и правовое явление, - необходимый атрибут развитой экономики. Здоровье же является необходимым атрибутом развитой нации. За право предоставлять такой востребованный товар как лекарства производители и продавцы сражаются, причем не всегда честно. Кто от этого выигрывает, а кто страдает? В чем заключается недобросовестная конкурентная борьба? Стремление разобраться в данных вопросах обуславливает выбор темы об актуальности проблемы недобросовестной конкуренции на рынке лекарственных средств.

Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам или нанести ущерб их деловой репутации [1].

Положения о недобросовестной конкуренции в российском законодательстве разработаны с учетом опыта международного правового регулирования в данной сфере, осуществляемого на основе ст. 10-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г. Под недобросовестной конкуренцией понимается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах, действия или утверждения, способные дискредитировать предприятие (конкурента) или ввести в заблуждение общественность [3, с.141-142; 4].

В 2009 году в России вводится уголовная ответственность за недобросовестную конкуренцию (178 статья УК РФ). Рассмотрим и проиллюстрируем примерами наиболее характерные проявления данного вида правонарушения в России [1].

1) Распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

В августе 2012 года в УФАС было подано заявление одного из аптечных учреждений о нарушении антимонопольного законодательства аптекой «Ладушка». Крупные буквы в рекламе магазина гласили: «Ладушка. Аптека низких цен», «Цены ниже! Зайди и убедись!» и «Программа Доступные лекарства». В результате было признано, что учреждение распространяло неточную информацию об уровне цен, таким образом вводило потребителей в заблуждение в отношении стоимости лекарств. По данному факту выдано предписание о прекращении допущенного нарушения, которое было исполнено сразу (пп. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции) [5].

2) Введение потребителя в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара.

Препараты для похудения «Меридиа» и «Линдакс» отпускались без рецепта врача, на упаковке было написано, что «побочные эффекты носят, как правило, легкий и обратимый характер». За трехмесячный курс за счет снижения аппетита и регулирования процесса метаболизма гарантировалось сильное снижение веса при отсутствии привыкания к препарату. По мере активного проникновения этих препаратов на российский рынок, стали громко обсуждаться случаи «других» побочных эффектов, таких как затяжные депрессии вплоть до суицида. Позже выяснилось, что препараты этой группы лекарственных средств вообще запрещены во многих странах мира, в других – они отпускаются строго по рецепту врача. В 2012 году подобную практику ввели и в России [2, с.56].

3) Некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов.

Зарубежная компания КРКА (Словения) сопровождала продажу на российских рынках лекарственного средства под торговой маркой "ЭНАП" информацией о том, что многочисленные авторитетные исследования доказали более высокую его эффективность по сравнению со сходным лекарственным препаратом, распространяемым другой зарубежной компанией, хотя это не соответствовало действительности. Недостоверной была информация и в той части, где говорилось, что противопоказаний в применении "ЭНАП" "до настоящего времени не выявлено", тогда как их известно, было немало. К тому же лекарство продавалось без рецепта, а употреблять его рекомендовалось без совета с врачом, чем вводились в заблуждение не только покупатели, но и медицинские работники. Действия компании КРКА были расценены как недобросовестная конкуренция [5].

4) Продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, продукции, работ, услуг.

Одними из таких объектов интеллектуальной собственности являются товарные знаки. В начале ноября 2013 года ФАС России признала, что действия ЗАО «Натур Продукт Интернэшнл» по приобретению и использованию исключительных прав на товарный знак «AntiGrippin» нарушают антимонопольное законодательство. Приобретение и использование исключительных прав на ставший широко известным товарный знак либо на обозначения, сходные с ним до степени смешения, является недобросовестной конкуренцией [5].

5) Получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

За последние годы в России не было создано, апробировано и выпущено на рынок ни одного принципиально нового препарата, поэтому данный вид правонарушения имеет место в странах с более развитым фармрынком, в частности в США и странах ЕС.

Если в России большую часть рынка занимают препараты, отпускающиеся без рецепта врача, то в западных странах все обстоит наоборот. Их законодательная база такова, что большинство форм и проявлений недобросовестной конкуренции невозможны. Тем не менее, с некоторой периодичностью вспыхивают скандалы вокруг различных препаратов и их производителей. Чаще всего это, конечно, антидепрессанты, которые заполонили рынок США. Их выписывают даже детям. В США «Прозак» - самый популярный антидепрессант – употребляли 40млн. человек. В конце 1990-х: выяснилось, что препарат вызывает классическую наркотическую зависимость, а у 4 человек из 100 он вызывал приступы немотивированной агрессии. Однако с этим «легальным наркотиком» удалось справиться только в 2004 году. Он заработал черную метку от правительственной ассоциации FDA за «научно доказанную способность вызывать самоубийства у детей». Однако у производителя остались огромные предприятия и склады, забитые готовым продуктом, и в 2004 году взгляд упал на Россию. Компания, производившая «Прозак», специально разработала для российского рынка два клона препарата с разными названиями: «Продеп» и «Флуоксетин» [2, с.56; 5].

Таким образом, мы видим, что для российского рынка лекарств проблема недобросовестной конкуренции стоит особенно остро. Законодательная база до сих пор находится в разработке (перечень форм недобросовестной конкуренции, приведенный в ст. 10 Закона, в любой момент может быть расширен, появляются новые законопроекты), по факту более 85% лекарственных средств продаются без рецепта врача, что дает фирмам возможность недобросовестной борьбы. Кроме того запрещенные на западе препараты массово появляются на российском рынке, где нет механизмов для их ограничения или запрета.

Основная проблема западного рынка лекарственных средств связана действиями, способными ввести в заблуждение общественность (в частности с рекламой), когда умышленно умалчиваются некоторые свойства, особенности или побочные эффекты. В настоящее время предпринимается ряд мер как в России, так и за рубежом для устранения этой злободневной проблемы, но рынок лекарств пока слишком привлекателен своими сверхприбылями, чтобы люди отказались от попыток оказаться в выигрыше, используя нечестные методы борьбы.

 

Список литературы:

1.        Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" // статья 4

2.        Алексадрова, И.А. Ложная выгода лживой рекламы // Группа Ремедиум (Москва) – 2010 – №10 – с.55-56.

3.        Ладыга А.И., Глущенко Т.Е., Ходаринова Н.В. Администрирование недобросовестной конкуренции в фармацевтической промышленности россии // ООО "Экономические науки" (Москва) – 2011 – №82 – с.141-144.

4.        Доклад о развитии конкуренции на фармацевтическом рынке Российской Федерации. URL: http://www.fas.gov.ru/analytical-materials/analyticalmaterials_ 30444.html.

5.        http://ria.ru/


 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»