Российская Федерация охватывает большую территорию и объединяет большое разнообразие народов, языков, ресурсов, особенностей истории.
Обращаясь к характеристикам особенностей системы органов местного самоуправления в муниципальном образовании, следует учитывать все вышеприведенные факты. Одним из основных правовых актов, регулирующих организацию системы местного самоуправления в России, является федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Согласно ст. 70 федерального закона № 131, органы и должностные лица местного самоуправления в зависимости от их формирования несут ответственность перед: населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами.
Такая иерархия закрепления ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не случайна. Указание на первоочередность ответственности перед населением отражает сущность местного самоуправления как формы народовластия в соответствии с ч. 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации. Поэтому, прежде всего, необходимо установление эффективных видов ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.
Виды ответственности органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, определяются уставами муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Реализация коммуникаций органов местного самоуправления с населением представлены следующими способами:
В отдельную категорию взаимодействия муниципальных органов власти с населением можно отнести создание Советов по особо важным вопросам муниципального образования, а так же взаимодействие органов муниципальной власти и отдельных территорий муниципального образования, на примере ТОС.
Вектор развития коммуникации между органами местного самоуправления и населением в наше время указывает только вверх: наряду с традиционными способами осуществления общения власть-население функционируют и постоянно создаются новые способы осуществления коммуникаций. Населению представлены многочисленные варианты приятия участия в осуществлении власти и формирования гражданской позиции - в наше время особенностью осуществления коммуникаций является уровень вовлечение инноваций в диалог граждан и органов местного самоуправления.
Процесс выстраивания отношений с общественностью, основанных на постоянном диалоге, в наше время становится для органов местного самоуправления России определяющим условием их дальнейшего становления как института гражданского общества и его стабильности в целом. Это неразрывно связано с процессом демократизации. Практика показывает, что субъекты современной российской политики, в том числе и органы местного самоуправления, в своем поведении и мышлении демонстрируют достаточные проблемы, качественные разрывы и неоднородность коммуникаций:
Основными задачами, в контексте изменяющегося Российского законодательства, постановки новых политических и социально-экономических ориентиров в стране, является последовательное усиление работы с обращениями граждан, взаимодействие и развитие диалога между органами публичной власти и институтами гражданского общества. Основными механизмами обеспечения повышения эффективности коммуникаций между органами местного самоуправления и населением должны стать:
1. Повышение компьютерной грамотности населения, что позволит использовать информационно-технологическую инфраструктуру для блага жителей города, а также обеспечить наиболее нуждающиеся в поддержке слои населения удобным инструментом решения основных социальных проблем
2. Создание типового документа для всех муниципальных образований каждого уровня, содержащего анализ работы органов местного самоуправления с обращениями населений, наличие общего классификатора.
Конечными результатами выработки и осуществления стратегия повышения эффективности коммуникаций между органами местного самоуправления и населением должны стать:
• повышение востребованности предоставляемых муниципальных услуг за счет роста числа граждан, обращающихся за их получением;
• повышение степени информационной открытости органов местного самоуправления для граждан и организаций;
• формирование новых инструментов общественного контроля за счет роста уровня информационной компетентности граждан;
• повышение качества жизни граждан, снижение социальной агрессии.
С целью достижения диалогового взаимодействия власти и общества коммуникативная деятельность органов местного самоуправления России может быть оптимизирована по нескольким направлениям. Во-первых, структурирование отделов по работе с обращениями граждан и служб по связям с общественностью органов местного самоуправления согласно задачам связей с общественностью. Во-вторых, последовательное выполнение этапов коммуникации (планирование коммуникации, непосредственно коммуникация, ее оценка). В-третьих, выработка, осуществление и анализ органами местного самоуправления действенных механизмов обратной связи.
Переход в практике российских муниципалитетов от ассиметричных коммуникаций к двухсторонним симметричным коммуникациям - это длительный процесс, который возможен только при условии развития местного самоуправления как субъекта политики, участия граждан в подготовке, принятии, реализации управленческих решений.
Список литературы:
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.11.2003 №131-ФЗ // Собрание законодательства РФ - 6 октября 2003 г. - №40 - Ст. 3822
2. О порядке рассмотрения обращений граждан РФ: Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ. Ст. 2 // Собрание Законодательства РФ. 08.05.2006. № 19. Ст. 2060.
3. Околёснова О.А. «Общественный контроль: информационно-правовые проблемы теории и практики: монография», 2014.
4. Черногор Н.Н. Проблемы ответственности в теории муниципального права и практике местного самоуправления, 2007.