+7 989 669 15 15



Проблема повышения эффективности коммуникаций между органами местного самоуправления и населением




Батуева Дарья Владимировна*
Плотников Сергей Николаевич**

к. и. н., доцент **
Пермский государственный национальный исследовательский университет, город Пермь


Аннотация: статья посвящена актуальной для современной России проблеме повышения эффективности коммуникаций между органами местного самоуправле-ния и населением. Конкретизируя проблемные аспекты, автор формулирует прин-ципиальные пути их разрешения

Ключевые слова: местное самоуправление, население, коммуникации, эффективность, стратегия, механизмы, оптимизация




Библиографическое описание: Батуева Д.В., Плотников С.Н. ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММУНИКАЦИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И НАСЕЛЕНИЕМ [Текст] // Актуальные проблемы социально-экономических исследований: сборник материалов 11-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 24 января, 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 –С.32-34


Российская Федерация охватывает большую территорию и объединяет большое разнообразие народов, языков, ресурсов, особенностей истории.

Обращаясь к характеристикам особенностей системы органов местного самоуправления в муниципальном образовании, следует учитывать все вышеприведенные факты. Одним из основных правовых актов, регулирующих организацию системы местного самоуправления в России, является федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Согласно ст. 70 федерального закона № 131, органы и должностные лица местного самоуправления в зависимости от их формирования несут ответственность перед: населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами.

Такая иерархия закрепления ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не случайна. Указание на первоочередность ответственности перед населением отражает сущность местного самоуправления как формы народовластия в соответствии с ч. 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации. Поэтому, прежде всего, необходимо установление эффективных видов ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.

Виды ответственности органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, определяются уставами муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Реализация коммуникаций органов местного самоуправления с населением представлены следующими способами:

  1. 1.    Письменные обращения граждан
  2. 2.    Открытые приемы, прямые телефонные линии
  3. 3.    Страницы информационной сети интернет
  4. 4.    Местный референдум
  5. 5.    Институт отзыва населением выборного должностного лица
  6. 6.    Публичные слушания

В отдельную категорию взаимодействия муниципальных органов власти с населением можно отнести создание Советов по особо важным вопросам муниципального образования, а так же взаимодействие органов муниципальной власти и отдельных территорий муниципального образования, на примере ТОС.

Вектор развития коммуникации между органами местного самоуправления и населением в наше время указывает только вверх: наряду с традиционными способами осуществления общения власть-население функционируют и постоянно создаются новые способы осуществления коммуникаций. Населению представлены многочисленные варианты приятия участия в осуществлении власти и формирования гражданской позиции - в наше время особенностью осуществления коммуникаций является уровень вовлечение инноваций в диалог граждан и органов местного самоуправления.

Процесс выстраивания отношений с общественностью, основанных на постоянном диалоге, в наше время становится для органов местного самоуправления России определяющим условием их дальнейшего становления как института гражданского общества и его стабильности в целом. Это неразрывно связано с процессом демократизации. Практика показывает, что субъекты современной российской политики, в том числе и органы местного самоуправления, в своем поведении и мышлении демонстрируют достаточные проблемы, качественные разрывы и неоднородность коммуникаций:

  1. 1.    Неосведомленность жителей о предоставляемых инструментах коммуникаций
  2. 2.    Низкая степень информационной открытости органов местного самоуправления для граждан
  3. 3.    Отсутствие общего анализа работы органов местного самоуправления с обращениями граждан
  4. 4.    Наличие противоречия между потенциалом служб по связям с общественностью и их деятельностью в органах местного самоуправления.

Основными задачами, в контексте изменяющегося Российского законодательства, постановки новых политических и социально-экономических ориентиров в стране, является последовательное усиление работы с обращениями граждан, взаимодействие и развитие диалога между органами публичной власти и институтами гражданского общества. Основными механизмами обеспечения повышения эффективности коммуникаций между органами местного самоуправления и населением должны стать:

1.  Повышение компьютерной грамотности населения, что позволит использовать информационно-технологическую инфраструктуру для блага жителей города, а также обеспечить наиболее нуждающиеся в поддержке слои населения удобным инструментом решения основных социальных проблем

2.  Создание типового документа для всех муниципальных образований каждого уровня, содержащего анализ работы органов местного самоуправления с обращениями населений, наличие общего классификатора.

Конечными результатами выработки и осуществления стратегия повышения эффективности коммуникаций между органами местного самоуправления и населением должны стать:

•    повышение востребованности предоставляемых муниципальных услуг за счет роста числа граждан, обращающихся за их получением;

•    повышение степени информационной открытости органов местного самоуправления для граждан и организаций;

•    формирование новых инструментов общественного контроля за счет роста уровня информационной компетентности граждан;

•   повышение качества жизни граждан, снижение социальной агрессии.

С целью достижения диалогового взаимодействия власти и общества коммуникативная деятельность органов местного самоуправления России может быть оптимизирована по нескольким направлениям. Во-первых, структурирование отделов по работе с обращениями граждан и служб по связям с общественностью органов местного самоуправления согласно задачам связей с общественностью. Во-вторых, последовательное выполнение этапов коммуникации (планирование коммуникации, непосредственно коммуникация, ее оценка). В-третьих, выработка, осуществление и анализ органами местного самоуправления действенных механизмов обратной связи.

Переход в практике российских муниципалитетов от ассиметричных коммуникаций к двухсторонним симметричным коммуникациям - это длительный процесс, который возможен только при условии развития местного самоуправления как субъекта политики, участия граждан в подготовке, принятии, реализации управленческих решений.

 

Список литературы:

1.   Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.11.2003 №131-ФЗ // Собрание законодательства РФ - 6 октября 2003 г. - №40 - Ст. 3822

2.   О порядке рассмотрения обращений граждан РФ: Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ. Ст. 2 // Собрание Законодательства РФ. 08.05.2006. № 19. Ст. 2060.

3.   Околёснова О.А. «Общественный контроль: информационно-правовые проблемы теории и практики: монография», 2014.

4.   Черногор Н.Н. Проблемы ответственности в теории муниципального права и практике местного самоуправления, 2007.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-415
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 декабря 2017 г
P-116
Направления: педагогика,психология,культурология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.
E-415
Направления: экономика,социология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.