Проблема самосознания, психологические условия его развития в учебной деятельности студентов вузов




Саидова Зарема Хамидовна

ассистент
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»


Аннотация: В статье обоснованы более высокие требования к специалисту с выс-шим образованием, ориентированные на осознание себя в профессии. Раскрыто понятие «самосознание» в рамках отечественной психологической науки.

Ключевые слова: «самосознание», «сознание», «учебная деятельность», «личность», «духовность».




Библиографическое описание: Саидова З.Х. ПРОБЛЕМА САМОСОЗНАНИЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ [Текст] // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе: сборник материалов 12-й международной научно-практической конференции., 20 ноября 2016 г.—Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 — С.87-88


Актуальность развития самосознания у студента вуза определяется обострением противоречия между требованиями к развитию личности профессионала, его самосознанию, профессионально важным качествам, качествам гражданственности с одной стороны, и остающейся традиционной системой профессионального обучения, его содержанием, используемыми методами, формой организации – с другой. Особенно остро это противоречие обнаруживается в системе образования технических вузов. Практически отсутствуют формы психологического обеспечения подготовки самосознания студентов, тогда как политические, экономические и социальные преобразования общества диктуют высокие требования к специалисту с высшим образованием, ориентированные на осознание себя в профессии.  

Таким образом, усиливается необходимость системного психологического подхода к организации специальной общегуманитарной и психологической подготовки в высшем профессиональном техническом образовании, который сделает возможным рассмотрение способов осознания личностью содержания профессиональной деятельности в их взаимосвязи и единстве.

Самосознание представлено внутренним знанием (пониманием) и оценкой психических состояний, когда в фокусе внимания субъекта находится его внутренний мир (И.С. Кон, [4, с.298]); более высоким уровнем (чем сознание) процесса осознанного психического отображения действительности (Б.Ф. Ломов, К. Роджерс, [1, с.174; 5, с.293]); поиском эмоциональной связи с объектом (З. Фрейд), необходимых условий сохранения здоровья, принятием социальной роли и учетом реагирования других (Э. Эриксон, [7, с.178]); поиском и познанием личностью своей «Я-концепции» и идентичности (Л.С. Выготский, А.Г. Спиркин [3, с.197; 8, с.63]) как своего предназначения, где главную роль играют высшие ценности, морально-нравственная целостность и стабильность (А. Маслоу, В.П. Зинченко, Б.С. Братусь [9, с.179; 10, с.290; 11, с.247]); процессом сознательных изменений в себе и регуляцией поведения в социуме (В.В. Столин, М. Вебер [12, с. 489; 13, с.248]).

В результате анализа литературных источников представление о компонентах самосознания нами связывается с процессом осознания личностного смысла компонентов сознания как высших ценностей в контексте жизненного пути (для студентов – осознание себя в профессиональной деятельности). Отмечена необходимость целенаправленного развития самосознания как способа создавать себя [1, с.180].

Работая с самосознанием становится важным рассмотрение способностей в профессиональном обучении, так как именно они формируют самосознание.            Развитие способностей в профессиональном обучении многими учеными рассматривается как формирование профессионально важных качеств: личностных, интеллектуальных, психофизиологических и физиологических. Личностные и интеллектуальные качества выступают как базовые для развития сознания, как бытийного, так и духовного.

В результате анализа литературных источников выявлено, что понятие духовности содержит как внутреннюю культуру, так личностную и профессиональную зрелость; представляет глубинную суть человека, включающую в себя представление о смысле жизни, счастье, нравственные ценности, совесть, высшие чувства и интеллект, идеи, верования. Это работа личности над собой, творение самого себя. Проявление духовности связано с осмыслением жизни, что предполагает осознание способности выражения себя в ее формах. Воспитание духовности связано с формированием профессиональной мотивации, осознанием профессионально важных качеств и способов самоактуализации.

 

Список литературы:

1. Ломов Б.Ф. Об исследовании законов психики // Психологический журнал, 1980. Т.1, №1. С. 173-188.

2. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. - Собр. соч. М.: Педагогика, 1983. т.3. С. 197-198.

3. Кон И.С. Социология личности. - М., 1967. С. 298.

4. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. Тексты.-М.: МГУ, 1986. С. 293.

5. Эриксон Э.Г. Юность: кризис идентичности. – М., 1996. С. 178.

6. Спиркин А.Г. Происхождение сознания. – М., 1961. С.63.

7. Маслоу А. Психология бытия. – Изд-во: «Рефл-бук» и «Ваклер». М., 1997. С. 179.

8. Зинченко В.П. Размышления о душе и ее воспитании // Вопросы философии. М., 2002, № 2. С. 290.

9. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. - М.: Изд. «Знание», 1977. С. 247.

10. Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983. С. 489.

11. Вебер М. Основные социологические понятия // Избранные произведения. – М.: «Прогресс», 1990. С.248.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»