Сохранение архитектурного разнообразия городов, их исторической памяти, общего национально-исторического своеобразия – одна из важнейших задач современного строительства.
С течением времени вид нашего города менялся. Особенно большие изменения претерпел облик в советский период истории нашей страны. В итоге мы получили безликие кварталы, конфликтующие с историческим центром.
Актуальность этой проблемы также вызвана тем, что исторические кварталы являются туристическими центрами, формируют облик и влияют на узнаваемость города. Объекты культурного наследия – это важный актив современных городов, при правильном использовании приносящий прибыль и существенно влияющий на экономическое развитие населенного пункта, в котором он расположен.
Основой сохранения культурного наследия является соответствующая нормативно-правовая база международного, федерального и регионального уровней. В том числе:
- федеральный закон от 25.06.2002 №73-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;
- постановление Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года № 865 «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры»;
По данным городской администрации на данный момент на государственную охрану в Красноярске поставлено 123 объекта культурного наследия, из них 20 – федерального значения, 99 – регионального, 4 – местного значения; более 50 объектов рекомендованы к постановке на государственную охрану.
Следующей тенденцией в этой сфере, о которой необходимо упомянуть, становится государственная инициатива о лишении статуса объектов архитектурного наследия с пометкой «из-за отсутствия особой исторической, архитектурной, художественной ценности, высоким техническим износом и невозможностью обновления зданий» [1].
Существуют следующие способы сохранения и эффективного использования ОКН, реально используемые на практике как на территории РФ, так и за рубежом, которые должны найти применение и в нашем городе:
1. Выделение земельных участков инвестору под новое строительство при условии сохранения ОКН (ВОКН), находящихся на участке застройки;
2. Заключение договоров аренды с условием финансовых вложений в капитальный ремонт (реконструкцию) имущества, находящегося в ОКН (ВОКН), с последующей передачей арендатору доли собственности в объекте финансовых вложений (без изменения параметров объекта);
3. Установление при расчете арендной платы арендаторам ОКН (ВОКН), осуществившим за свой счет работы по сохранению арендуемого объекта, корректирующего коэффициента, предусмотренного нормативными правовыми актами Красноярского края;
Таким образом, проблема сохранения объектов культурного наследия может быть решена при правильной политике местных органов власти. Сохранение исторических кварталов является первостепенной задачей в перспективе развития города.
Список литературы:
1. Информационный краевой портал [электронный ресурс], Режим доступа:
http://www.yarskonline.ru/news/krasnoyarsk/20_05_11_v_centre_krasnoyarska_snesut_12_pamyatnik.html