+7 989 669 15 15



Проблема восприятия Башкирского декоративно – прикладного искусства cовременной молодежью




Горячев Андрей Александрович*, Куянкова Анастасия Алексеевна **

магистр *,
магистр **
УГУЭС и УГНТУ, Россия, г. Уфа


Аннотация: В статье раскрывается проблема негативного отношения молодежи Республики Башкортостан к местному декоративно – прикладному искусству. Путем переработки исторического материала современными методами моды, предлагается попробовать поменять точку зрения подростков на искусство башкир

Ключевые слова: декоративно – прикладное искусство; Республика Башкортостан; мода; дизайн; субкультуры; модельеры; национальный костюм




Библиографическое описание: Горячев А.А., Куянкова А.А. ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ БАШКИРСКОГО ДЕКОРАТИВНО–ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖЬЮ [Текст] // Проблемы филологии, культурологии и искусствоведения в свете современных исследований: сборник материалов 18-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 19 июня, 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация" –С. 5-8


В течение примерно последних 15 лет мода и ее потребители относились к себе очень серьезно: предполагалось, что мода обязательно должна идти с комплекте с люксом, а его целевая аудитория — взрослый и состоятельный человек. Категория люкс казалась неприкасаемой, и модные дома стремились придумывать все больше стратегий ее серьезного продвижения: креативные директора перебирали и воссоздавали архивы модных домов, вдохновляясь всеми по очереди декадами XX века, глянцевые редакторы усердно ретушировали картину мира, маркетинг-директора марок предлагали модель самоидентификации через потребление дорогих товаров, а потребители в ответ старались соответствовать глянцевой картинке по мере сил. Кто-то послушно покупал сумку 2.55 Chanel, потому что так надо, кто-то ломал ради нее копилку, кто-то приобретал подделку.

Другим двигателем этого механизма было искреннее желание молодежи поскорее повзрослеть, чтобы позволить себе все, что предлагал мир глянца и рекламы. Девушки к 13–15 годам умело маскировались во взрослый желанный объект: делали яркий макияж, носили массивные украшения, высокие шпильки и совсем теряли контроль, когда собирались на какой-нибудь Хэллоуин. Получалась картина, оторванная от реальности.

Постепенно к разговору об элитарности моды добавились диалоги о стиле, вкусе и неординарности, после которых улицы модных столиц, заполонили блогеры. Но их лица не то чтобы лучились самоиронией.

И что мы имеем сейчас, когда стандарты навевают скуку, а гардеробы уже набиты до отказа? Блогеры превратились в однородную пеструю массу, напоминающие карикатуры, быстро растеряли кредит доверия. Звериный интерес к люксу пропал, а на смену золотой карусели глянца пришел кризис, мода улиц, расслабленность, нормкор («нормальный» стиль) и ностальгия по юности, небрежности и иронии. То, что все внезапно вспомнили о естественности, — звено ровно той же цепи: быть ненаигранным сейчас значит быть здравомыслящим.

Современная мода ведет себя как подросток. По мнению американского психиатра и писателя Роберта Колса подросковость проявляется в следующих чертах: чувство грандиозности неуязвимости, повышенная сконцентрированность на себе, отделение от общества и ирония, поглощенность внешним видом.

Молодые и интересные модельеры все больше дают волю своей фантазии, идут навстречу искусству, предлагая вычурные и странные вещи, вдохновленные современными художниками, или и вовсе созданные в тандеме с ними; адаптируют уличный стиль — козырьки, кроссовки, сандалии с носками, рваный деним, футболки с разными надписями; показывают и вовсе странные стилевые приемы вроде гигантских варежек из цветного меха и меховых тапок, похожих на лапти. Это делают и прежде сдержанные шведы Acne, и даже именитые модные дома такие, как Fendi.

Похожее поведение можно заметить и за деятельностью креативных директоров высоких домов, которые пытаются отвести их от былого консервативизма. Они черпают вдохновение отовсюду. Например Николя Гескьер в своей первой коллекции для старинного дома моды Louis Vuitton демонстрирует резиновые сапоги, розовые стеганые сумочки, а творческой основой послужили японские мультфильмы.

Арт-директор Moscino, Джереми Скотт, самый наглядный пример сарказма современной моды. Буквально в каждом шве первой коллекции чувствуются ноты иронии: платья-шоколадки, сумки-пакеты из «Макдональдса».

Основательницы Rodarte, демонстрировавшие прежде платья для красных ковровых дорожек, создают коллекцию, вдохновившись субкультурой американских чино. По той же схеме работает и Эди Слимейн в новом Saint Laurent, продвигая в массы молодежный гранж.

Не только дизайнеры, но и потребители становятся расслабленнее и смелее. Новая норма — это здоровое отношение к себе и окружающим, чувство юмора и наивность. Притворство сменилось обаянием. Девушки носят смешные кроссовки, панамки, укороченные топы как у любимых поп-групп 90-х, плетут косы и не красятся, обвешивают себя фенечками. Потому что это новая непосредственность, которая развлекает и привлекает одновременно.

Таким образом, современная молодежь в поисках чего-то нового, или же хорошо забытого старого. Но почему-то все забывают о своих исторических корнях. Хотя такие модельеры как Гоша Рубчинский, довольно таки своеобразно, но действенно смог привить любовь подростков (и не только), к русскому уличному стилю 80-х годов. Почему бы не попробовать внедрить и более древние традиции и узоры.

Давайте обратимся к декоративным видам искусства, которые могут послужить прекрасной основой для творчества и разнообразить современную массовую культуру. К сожалению представления современного человека, в частности молодежи, о народном костюме порой ограничиваются внешним видом одежды и, в лучшем случае, названиями ряда украшений или элементов декора. Живой интерес к традиционной одежде сегодня сохраняется преимущественно в деревнях и районных центрах. Народный костюм является прекрасным образцом реализации многовекового опыта народа в конкретном предмете декоративно – прикладного творчества.

Формирование народного костюма процесс длительный, протекающий во взаимодействии с другими социальными процессами – экономического развития, духовного взросления, культурного взаимообмена между народами, познания мира и законов природы. Костюм аккумулировал в себе все лучшее и позитивное, приобретенное за многие столетия своего существования, это своего рода книга знаний, доступная для понимания тому, кто умеет ее читать.

Издревле традиционная одежда являлась проводником народной мудрости из поколения в поколение. Костюм играл большую роль в решении многих социальных задач, в том числе формировании гражданской позиции, человеческих качеств. Обычай носить несколько видов длинной закрытой одежды и головные уборы воспитывал в молодом поколении целомудрие и скромность, способствовал гармоничным отношениям, основанным прежде на духовности и добродетели. Традиция украшать одежду декором своими руками в первую очередь формировала потребность в освоении некоторых видов вышивок, аппликаций, творчества, бисероплетения, одновременно развивает терпение, усидчивость, трудолюбие. С другой стороны, выбор орнаментального рисунка на вышивке требовал от мастерицы совершенствования эстетического вкуса, чувства цвета, композиционного видения, умения преображать окружающую действительность в закодированные символы. Традиционная одежда отражала значимые исторические события, произошедшие в жизни народа. Память о судьбоносных сражениях, великих завоеваниях, о доблести предков не только переходила из уст в уста, но и присутствовала в одежде в виде декора или съемных украшений. Такой костюм обязывал быть достойным своей истории, хранить доброе имя, ценить и любить родную землю.

На рациональное проектное мышление наших предков указывают особенности конструкции народной одежды. Принципы актуальных на сегодня технологичных конструкций, материалосберигающих безотходных технологий успешно применялись при изготовлении одежды нашими предками уже давно.

Печально то, что современные башкирские модельеры крайне редко работают со стилизацией и трансформацией народного костюма в современную моду. Посетив местные выставки и конкурсы можно увидеть лишь, «хождение кругами», то есть минимум стилизации. Все пытаются воссоздать народный костюм и, чаще всего, неудачно. Из-за такого отношения у молодежи сложилось впечатление, что Башкирский народный костюм и народное творчество в целом, это монетки и множество плохо сочетаемых друг с другом тканей. Поэтому хотелось бы показать и доказать рядовому обывателю, что башкирское декоративно – прикладное искусство может быть носимым и модным.

В наше время, запад с большим интересом стал интересоваться искусством Российской Федерации, в том числе и модой. Влияние «нашей» моды можно проследить в работах многих модельеров. И это тот самый момент, когда можно продемонстрировать всему миру, что Россия богата творчеством разных народов.

Создавая коллекцию с башкирскими мотивами в современной, «игривой» и молодежной обработке, можно добиться больших успехов, решая тем самым множество проблем.

«Современность, простота и свобода!» — этот слоган французского дизайнера Клода Монтана сегодня кажется самым уместным: то, что было нормально и позволительно в детстве, а с возрастом, казалось, безнадежно утратилось, теперь возвращается.

 

Список литературы:

1. Акер Д. Создание сильных брендов. – М., 2003

2. Пигулевский В. О. Дизайн и культура – Х.: Издательство «Гуманитарный центр», 2014.

3. Руденко С. И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. – М., 1955.

4. Шитова С. Н. Башкирское народное искусство. – Уфа: Демиург, 2002

5. Шитова С. Н. Народная одежда Башкир // АЭБ. Т. 3. – Уфа, 1962.


 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-117
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 января 2018 г.
P-415
Направления: педагогика,психология
Прием материалов 25 января 2018 г.
E-117
Направления: социология,экономика
Прием материалов 25 января 2018 г.