+7 989 669 15 15



Проблемы доказывания по делам об административных правонарушениях экстремистской направленности




Букша Наталья Юрьевна

заместитель начальника кафедры специальных дисциплин
Краснодарского университета МВД России г. Краснодар


Аннотация: Настоящая статья освещает проблему доказывания признаков состава административного правонарушения экстремистской направленности, предусмотренного статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Автор предлагает разъяснения некоторых элементов состава данного правонарушения и дает рекомендации сотрудникам органов внутренних дел по преодолению трудностей доказывания.

Ключевые слова: экстремистская деятельность; экстремистские материалы; административное правонарушение; состав административного правонарушения; предмет административного правонарушения; доказательства; вещественные доказательства.




Библиографическое описание:  Букша Н.Ю. ПРОБЛЕМЫ ДОКАЗЫВАНИЯ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ [Текст ] \\ Право и проблемы функционирования современного государства: сборник материалов 17-й международной научно-практической конференции, (г. Махачкала, 15ноября, 2015 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2015 – С. 4-6


Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» в качестве видов такой деятельности предусматривает: 1) пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций (ст. 20.3 КоАП РФ), и 2) массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения (ст. 20.29 КоАП РФ) [1, п. 1 ст. 1]. Таким образом, административные правонарушения, предусмотренные статьями 20.3 и 20.29 КоАП РФ, относятся к административным правонарушениям экстремистской направленности.

Особенности доказывания по делам об административных правонарушениях данного вида обусловлены особенностями признаков их составов. Остановимся подробнее на статье 20.29 КоАП РФ «Производство и распространение экстремистских материалов».

Предмет данного административного правонарушения - экстремистские материалы, включенные в опубликованный федеральный список экстремистских материалов.

Экстремистскими материалами признаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы[2, п. 3 ст. 1].

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.

Федеральный список экстремистских материалов формируется на основании поступающих в Министерство юстиции России копий вступивших в законную силу решений судов о признании информационных материалов экстремистскими. При этом наименования и индивидуализирующие признаки информационных материалов включаются в федеральный список экстремистских материалов в строгом соответствии с резолютивной частью решения суда.

Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в международной сети «Интернет» на сайте Министерства юстиции РФ (www.minjust.ru). Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации (например, Российская газета).

Учитывая, что состав административного правонарушения, предусмотренного ст.20.29 КоАП РФ, содержит в качестве обязательного элемента предмет административного правонарушения, особое значение для доказывания по делам об административных правонарушениях данного вида имеют вещественные доказательства. Под вещественными доказательствами понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы (часть первая ст. 26.6 КоАП РФ).

В случае распространения экстремистских материалов посредством сети Интернет в качестве вещественного доказательства признается оборудование, которое используется для массового распространения экстремистских материалов, производства либо хранения их в целях массового распространения.

Под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения.

Следует учитывать, что к сообщениям и изображениям, составляющим содержание сайта в сети Интернет, любое лицо может иметь доступ из любого места и в любое время по своему выбору при условии наличия соответствующих устройств и возможности подключения к сети[3, п. 6].

Под массовым распространением экстремистских материалов следует понимать деятельность, направленную на ознакомление с экстремистскими материалами неопределенного круга лиц, в том числе через компьютерные сети либо иные электронные издания. Массовое распространение экстремистских материалов рассчитано на неопределенный круг потребителей.

Применительно к административным правонарушениям, предусмотренным статьей 20.29 КоАП РФ, может быть выделено два основных направления собирания доказательств. Первым направлением выступают случаи получения информации из каких-либо источников о фактах производства и распространения экстремистских материалов. Такая информация может быть получена от граждан, должностных лиц либо от организаций или учреждений. В этой ситуации, прежде всего, требуется проверить информацию и при ее подтверждении параллельно задокументировать состав правонарушения.

Вторым направлением следует обозначить инициативное выявление сотрудниками органов внутренних дел фактов совершения административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.29 КоАП РФ. Здесь необходимо учитывать специфику мест возможного совершения административного правонарушения экстремистской направленности. Как показывает анализ материалов правоприменительной практики, такими местами могут служить типографии, издательства, торговые точки, а в современных условиях особое значение приобрела сеть «Интернет». Выявление рассматриваемых правонарушений на Интернет-ресурсах должно осуществляться, главным образом, на основе тематической принадлежности конкретных сайтов.

Вопрос о том, является ли массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный Федеральный список экстремистских материалов, преступлением, предусмотренным статьей 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», или административным правонарушением (статья 20.29 КоАП РФ), должен разрешаться в зависимости от направленности умысла лица, распространяющего указанные материалы.

В случае, когда лицо распространяет экстремистские материалы, включенные в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, с целью возбудить ненависть либо вражду, а также унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, содеянное им должно влечь уголовную ответственность по статье 282 УК РФ[4, п. 8].

Таким образом, основной характеристикой состава рассмотренного правонарушения являются: признание информационных материалов экстремистскими по решению федерального суда; включение настоящих информационных материалов на основании решения федерального суда в Федеральный список экстремистских материалов, подлежащий опубликованию; массовость распространения экстремистских материалов, а также аналогичная цель (массовое распространение) при совершении производства и хранения указанных запрещенных материалов.

Именно эти признаки состава и вызывают трудности при доказывании по делам об административных правонарушениях экстремистской направленности, предусмотренных ст. 20.29 КоАП РФ.

 

Список литературы:

1.  О противодействии экстремистской деятельности: федеральный закон // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3031; Интернет-портал «Российской газеты» www.rg.ru.

2. О практике применения судами Закона РФ «О средствах массовой информации»: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2010 г. № 16. - Интернет-портал «Российской газеты» www.rg.ru.

3. О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. № 11. - «Российская газета» от 4 июля 2011 года № 5518.


 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-415
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 декабря 2017 г
P-116
Направления: педагогика,психология,культурология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.
E-415
Направления: экономика,социология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.