Проблемы формирования орфографической зоркости у учащихся младших классов, обучающихся по адаптированным основным образовательным программам для детей с зпр




Ровенских Татьяна Владиславовна

учитель , МБОУ СОШ №30, г. Череповец

Аннотация: Cпособность обнаруживать орфограммы является важнейшим орфо-графическим умением. У школьников, испытывающих труд ности в обучении и обучающихся в клас сах, обучающихся по адаптированным основным образовательным программам для детей с ЗПР , эти ассоциации не возникают без специально направленного обучения вследствие слабой аналитико-синтетической деятельности речевого опыта.

Ключевые слова: орфографическая зоркость, внимание, фонематический слух.




Библиографическое описание:  Ровенских Т.В. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ОСНОВНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР [Текст] // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе: сборник материалов 12-й международной научно-практической конференции., 20 ноября 2016 г.—Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 — С.18-20


В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников — формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимание в письменном общении.

В содержательной линии раздела «Орфография и пунктуация» говорится, чему должен и может научиться выпускник начальной школы:

— осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

— подбирать примеры с определённой орфограммой;

— при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

— при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.

Орфографическая зоркость – это способность обнаруживать орфограммы, то есть умение ставить орфографические задачи[4]. По мнению Львова М.Р., способность обнаруживать орфограммы является важнейшим орфографическим умением. Лингвисты, психологи, методисты подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от развитости у младшего школьника способности обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам .

Таким образом, орфографическая зоркость – это способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы, обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные или чужие).

Критериями сформированности орфографической зоркости являются:

— умение обнаружить орфограмму;

— умение определить ее тип;

— умение применить правило (решить орфографическую задачу);

— умение осуществить контроль и самоконтроль.[2]

У школьников, испытывающих труд ности в обучении и обучающихся в клас сах, обучающихся по адаптированным основным образовательным программам для детей с ЗПР , эти ассоциации не возникают без специально направленного обучения вследствие слабой аналитико-синтетической деятельности речевого опыта.

Анализ контрольных работ учащихся 2-го класса в течение 2015-2016 учебном году и за 1 четверть 2016-2017 учебного года показал, что 57 % учеников постоянно допускают орфографические ошибки.

Около 75 % класса страдают невнимательностью и рассеянностью.

Проверка объема внимания учащихся проводилась по методике Р.С. Немова и показала следующие результаты:

 

Таблица 1.

Уровни развития объема внимания

Уровень объема внимания % учащихся (кол-во учащихся)
Высокий 0
Средний 12,5% (2 чел.)
Низкий 87,5% (14 чел.)

 

Проверка продуктивности и устойчивости внимания проводилась по методике Р.С.Немова и показала следующие результаты:

 

Таблица 2.

Уровни развития продуктивности и устойчивости внимания

Уровень объема внимания % учащихся (кол-во учащихся)
Высокий 6,25% (1 чел.)
Средний 25% (4 чел.)
Низкий 68,75% (11 чел.)

 

Проверка переключения и распределения внимания (по той же методике) показала:

 

Таблица 3.

Уровни развития переключения и распределения внимания

Уровень объема внимания % учащихся (кол-во учащихся)
высокий 0%
средний 25% (4 чел.)
низкий 50% (8 чел.)
очень низкий 25% (4 чел.)

 

Средний уровень фонематического слуха показали 56,25% учащихся, низкий- 43,75%.

По данным анализов контрольных работ, учащиеся классов, занимающихся по адаптированным основным образовательным основным специальным адаптивным программам для детей с ЗПР самостоятельно обнаруживают от 5 до 22% орфограмм.

По результатам анализа работ учащихся можно выделить следующие группа ошибок: пропуск гласных; пропуск согласных; замена гласного; замена согласного;учащиеся допускают ошибки в обозначении мягкости согласных.

Причинами недоразвитости орфографической зоркости выступают следующие:

1. Недостаточное развитие фонематического слуха;

2. Низкий уровень объёма и распределения внимания;

3. Низкий уровень развития кратковременной памяти;

4. Низкий уровень развития произвольности и, как результат, – несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу).

Изучение развития орфографической зоркости у учащихся позволило выявить противоречие между тем, что у учащихся есть потребность, желание писать без ошибок и тем, что для этого у них нет определенных умений и навыков.

Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка, поэтому учитель должен создать условия, которые помогут развить орфографическую зоркость у младшего школьника с ЗПР. При обучении правописанию большое значение имеют опознавательные признаки орфограмм. Общими опознавательными признаками орфограмм являются:

1) расхождение между звуком и буквой, между произношением и написанием;

2) «опасные» звуки и звукосочетания (буквы и буквосочетания), их запоминание и постоянное внимание к ним;

3) морфемы, их выделение, прогнозирование в них орфограмм и проверка.[1]

Выбор метода и приемов — это ключ к оптимизации процесса обучения. При систематической тренировке зоркость автоматизируется и становится частью орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение этапов орфографического действия: обнаружение и распознавание орфограмм.

Задания и упражнения должны соответствовать следующим условиям:

-соответствие программным требованиям;

-учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

-соблюдение требований при подборе заданий с элементами самоконтроля.

Орфографическая зоркость формируется в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании, и в других упражнениях, а при систематической отработке зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка [4].

Коррекционная направленность уроков русского языка заключается в том, что весь программный материал по русскому языку нацелен на развитие речи и устранение речевых, психических и психологических недостатков учащихся. Практическая направленность программного материала заключается в формировании у детей речевых навыков, идет установка на развитие речи как средства общения. В образовательной программе выделяются специальные уроки развития речи (1 - 4 класс). На уроках изучается не столько теоретическая, а практическая грамматика .

При условии систематического проведения специальных упражнений (комментированное письмо, зрительный диктант, моделирование, сигнальные карточки, орфографическое проговаривание), направленных на развитие умения обнаруживать орфограмму, определять ее тип, находить допущенные ошибки, будет развиваться орфографическая зоркость на уроках русского языка у учащихся.

 

Список литературы:

1. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии/ Д.Н. Богоявленский// Начальная школа.- 2003.- №4.- 39 с.

2. Жедек П.С. Методика обучения орфографии/ Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах//Под ред. М.С.Соловейчик. -М.: Просвещение.- 1992.- 306 с.

3. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии/ В.Ф. Иванова – М.:Просвещение, 1982.- 146 с.

4.Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева , Светловская -М.: Просвещение, 1987.- 267 с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»