Проблемы формирования профессиональных компетенций при подготовке среднего медицинского персонала




Матвеева Айслу Аликовна

преподаватель ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий, МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение КГБПОУ «Норильский медицинский техникум», Норильск

Аннотация: Роль и значение деятельности медицинской сестры постоянно растет, в связи с чем, проблема формирования профессиональных компетенций у среднего медицинского персонала является весьма актуальной. В статье рассматривается одна из главных проблем формирования профессиональ-ных компетенций,- это снижение мотивационной деятельности у студентов в системе среднего профессионального образования.

Ключевые слова: мотивация, профессиональные компетенции, компетентность, студент, личные ценности.




Библиографическое описание: Матвеева А.А. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА [Тема ] //Перспективы развития научных исследований в 21 веке: сборник материалов 12-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 30 октября, 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – C.81-84


Актуальность формирования профессиональных, а также ключевых компетенций обусловлена необходимостью адаптации выпускников медицинского техникума к работе в медицинских учреждениях, но в настоящее время наблюдается снижение мотивации у студентов. Задача повышения мотивационной деятельности у студентов не может быть решена без выявления общественно-значимых ценностей, связанных с будущей профессиональной деятельностью, и создания педагогических условий их выполнения.

В современном обществе, характеризующемся ускоренными темпами развития, востребованы высококвалифицированные специалисты. Рынок труда требует от выпускника профессионального образовательного учреждения наличия определенных компетенций, включающих профессиональную самостоятельность, мобильность, способность к профессиональному росту, ответственность за качество труда и принятие решений в незапланированных ситуациях, к смене рода занятий.

В настоящее время можно констатировать наличие противоречия между социальным заказом государства на подготовку компетентных специалистов, новыми задачами, которые ставит перед ними время, и не достаточно изученными возможностями и особенностями совершенствования их профессиональной компетентности в образовательном процессе.

Для эффективной профессиональной и личностной самореализации в современных условиях специалисту–медику требуются не только профессиональные, но и коммуникативные, социальные, а также компетенции в области информационных и коммуникационных технологий.

Формирование компетентного специалиста нового поколения невозможно без создания целостного образовательного пространства: преемственности общего и профессионального образования на различных его уровнях и ступенях. В нашем Норильском медицинском техникуме созданы все условия для формирования профессионально компетентной личности, организован образовательный процесс, согласованы методы и средства обучения.

В подготовке медицинских работников особая роль принадлежит профильным учебным дисциплинам. В то же время для становления специалиста-медика значение общеобразовательных дисциплин определяется требованиями работодателя к подготовке специалиста, обладающего, помимо профессиональной квалификации, целым набором ключевых компетенций, а также значимостью естественно-научных знаний для создания базы, способствующей лучшему восприятию профессиональных дисциплин и дальнейшему профессиональному и личностному росту.

Опыт моей практической работы в Норильском медицинском техникуме свидетельствует о том, что у студентов в возрасте 15-17 лет, особенно на первом курсе, отмечаются низкая познавательная и профессиональная мотивация, неразвитость самоконтроля, профессионального самосознания. В связи с этим перед педагогическим коллективом техникума стоит задача формирования ценностного отношения студентов к процессу познания.

Практика работы в техникуме подтверждает: у студента появится уверенность в ценности приобретенных знаний, если он будет знать, где и когда они будут применены. Хорошо осведомленные о целях предстоящей образовательной деятельности студенты начинают действовать осознанно, имея перед собой ясные ориентиры ее осуществления. В своей практической деятельности стремлюсь к тому, чтобы образовательная деятельность студентов обеспечивала не только активно и последовательно, но и наглядно для самих студентов процесс формирования необходимых компетенций. С этой целью раздаю студентам методические разработки по теме занятия, предлагаю ознакомиться с ходом практической части, акцентирую внимание студентов на отдельных этапах работы, формирую задания в малых группах и т.д.

Таким образом, успешно формируются такие необходимые компетенции, как: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

При этом компетенции представляются студентам в виде соответствующих целей образовательной деятельности. Активная работа студентов предусматривает их стремление и готовность к овладению ключевыми и профессиональными компетенциями. На практических занятиях в малых группах преподаватель предлагает студентам проблемно-ситуационные задачи, студенты разрабатывают презентации и кроссворды по теме, для закрепления материала проводятся деловые игры между подгруппами. К примеру, в своей педагогической деятельности я провожу мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения, организую санитарно-гигиеническое воспитание населения, включая в этот процесс активных студентов-волонтеров.

При такой организации образовательного процесса меняются функциональные приоритеты преподавателя, он преимущественно выполняет организационные, управленческие и консультативные функции. А процесс обучения на основе компетентностного подхода ориентирован на развитие личностных качеств индивида, направленных на осуществление продуктивной деятельности. Такой подход предполагает привлечение обучающихся к решению ситуационных задач, способствует развитию мышления.

Учитывая, что профессиональная деятельность медицинской сестры связана с усвоением не только определенного объема знаний, но и большого количества практических умений и навыков (манипуляций), при этом каждое ее действие должно выполняться четко и безошибочно (поскольку от этого зависит эффективность лечения, здоровье, а иногда и жизнь пациента), считаю алгоритмизацию удачной педагогической технологией профессиональной подготовки. Например, на практических занятиях используется алгоритмизация при описании очередности выполнения различных манипуляций: измерение артериального давления, подсчет пульса и ЧДД (частота дыхательных движений), термометрия и т.д.

По мере получения образования личные ценности расширяются, включая все больше социальных. Выстраиваемая иерархия личностных ценностей (учиться, работать и т.д.) выступает связующим звеном между внутренним миром человека и обществом, формируя, таким образом, ключевые компетенции будущего специалиста. В этом случае приобретенные в техникуме знания и умения являются не результатом образования, как при традиционном обучении, а средством решения задач в будущей профессиональной и повседневной деятельности специалиста.

Овладение знаниями помогает медицинскому работнику эффективно достигать результатов деятельности в соответствии с принятыми профессиональными и социальными нормами, стандартами, требованиями. Знания становятся для него ориентиром в разнообразных профессиональных и жизненных ситуациях, основой адаптации в профессиональной среде, базой для самообучения и профессионально-личностного саморазвития.

Система профессионального образования и подготовки среднего медицинского персонала в Норильском медицинском техникуме включает педагогическое управление развитием профессиональной компетентности специалиста. В настоящее время одним из приоритетных направлений развития системы среднего профессионального образования в современных условиях является ориентация при подготовке специалистов на конкретных работодателей и обеспечение связи процесса обучения студентов с медицинскими организациями, на которых они будут работать.

Для выпускника техникума компетентность - результат обучения. В образовательном процессе у студентов формируются и развиваются профессиональные компетенции, определяющие готовность к работе по специальности. Особую значимость для молодого специалиста приобретают умение адаптироваться к новым условиям, высокий уровень самоорганизации, то есть те характеристики, которые основываются, прежде всего, на личностном понимании значимости избранной профессии.

По результатам опроса за последние 2 года 70 - 80% выпускников собираются работать по специальности, однако уже к окончанию первого года работы в отрасли остаются менее 70% из них. Нельзя забывать о том, что медицинский работник выполняет стратегически значимую функцию - охрану здоровья населения. Этот труд должен достойно оплачиваться. Итоги трудоустройства выпускников и закрепления их на рабочих местах в медицинских учреждениях подтверждают среднюю степень сформированности ценностного отношения к избранной профессии.

Понимая, что освоенные компетенции студент проявляет только в практической деятельности, образовательный процесс в Норильском медицинском техникуме строится таким образом, что учебная и производственная практика по клиническим дисциплинам проходит в медицинских учреждениях. В частности, студенты под моим руководством проходят учебную и производственную практику на базе КГБУЗ ДМБ «Поликлиника №1» и КГБУЗ МП «Центр № 2», а также на базе КГБУЗ «Норильской межрайонной больницы №1».

Таким образом, необходимо предъявлять высокие требования к уровню учебной мотивации студентов, выявлению ценностных ориентаций к деятельности выпускников по приобретенной специальности, поскольку образование должно целостно развивать личность будущего специалиста, а не только его познавательную сферу.

 

Список литературы:

1. Каган, М.С. Философская теория ценности / М. С. Каган. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 2011. - 205 с.

2. Краевский, В.В., Хуторской, А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах / В.В. Краевский, А.В. Хуторский // Педагогика. - 2003. - № 2. – с. 3-10.

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»