Проблемы и пути решения обучения пенсионеров работе с икт




Шеломенцева Инга Георгиевна*
Якасова Наталья Викторовна **

преподаватель *
КрасГМУ имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого, Россия, г. Красноярск
старший преподаватель **
«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» , г. Абакан


в данной статье рассмотрены проблемы и пути решения проблем геронтообразования в области компьютерной грамотности. Авторы, используя многолетний опыт работы с людьми пожилого возраста и пенсионерами, сформулировали основные приемы организации работы с данной категорией обучающихся.

Ключевые слова: геронтообразование, компьютерная грамотность и ИКТ.




Библиографическое описание: Шеломенцева И.Г., Якасова Н.В. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ ПЕНСИОНЕРОВ РАБОТЕ С ИКТ [Текст] //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 11-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 25 сентября 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – С36-40


Россия, как и большинство развитых обществ, столкнулась с проблемой старения населения. С каждым годом прирост стареющего населения увеличивается, поэтому перед обществом и государством возникает необходимость пересмотра политики в отношении этого населения. Пока пенсионеры рассматриваются как финансовая нагрузка на общество и государство, проблема будет только нарастать. Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют пенсионеров превратить в продуктивный слой населения, важный информационный ресурс общества.

Современные пенсионеры и люди предпенсионного возраста значительно отличаются по своим культурным и мировоззренческим характеристикам от своих предшественников недавнего прошлого. Это люди, которые иначе воспринимают пенсионный возраст, они не желают снижать степень своего участия в социокультурной жизни общества, не готовы мириться с отведенной им ролью пассивных созерцателей и желают продолжать активное освоение возможностей нового мира.

Следуя концепции непрерывного образования и геронтообразования, обучение пенсионеров должно решать вопросы развития и удовлетворения духовных запросов личности, ее потребностей и творческого роста; компенсации возникших вследствие возраста ограничений и адаптации к новым условиям жизни; переподготовки и ресоциализации [1, c. 36].

За последние 10-15 лет наметился прорыв в данном вопросе: наблюдается заинтересованность организаций в повышении квалификации своих сотрудников, в том числе и предпенсионного и пенсионного возраста, личная инициатива пенсионеров, обращающихся в учреждения дополнительного образования для повышения своей информационной компетентности, заинтересованность государства в повышении компьютерной грамотности пенсионеров.Так в Хакасии с октября 2014 г. по март 2015 г. в рамках президентского гранта прошли обучение свыше 130 пенсионеров.

Многолетний опыт преподавания в неспециализированных группах, включающих в себя людей разного возраста и социального статуса, и с группами пенсионеров (в рамках реализации гранта) позволил выявить некоторые особенности обучения пенсионеров ИКТ.

Во-первых, в неспециализированных группах пенсионеры вынуждены заниматься на равных условиях со всеми остальными членами группы, что, как правило, приводит к недостаточному овладению ими навыками работы с компьютером. В тоже время группы, сформированные в рамках гранта, также оказались достаточно дифференцированными. Фактически можно выделить три категории пенсионеров соответствии с законодательством РФ: пенсионеры по старости (возрасту),вышедшие на пенсию до достижения пенсионного возраста и инвалиды, получающие пенсию. В учебных группах в основном были представлены пенсионеры первых двух категорий, что объективно отражает традиционную неготовность образовательных учреждений интегрировать людей с ограниченными возможностями в образовательную среду.

Очевидно, что представители первых двух групп существенно отличаются по возрастному составу. Пенсионеры по возрасту - мужчины, старше 60 лет, и женщины после 55 лет. Пенсионеры второй категории – люди среднего возраста. Возраст часто определяет наличие опыта работы с современными ИКТ и открытость к освоению разнообразных пользовательских интерфейсов. Более «молодые» пенсионеры обычно имеют больший опыт взаимодействия с современной техникой, поскольку являются ровесниками социальноактивного населения, находятся в более тесном контакте с молодыми представителями общества (детьми, коллегами и т.п.). Хотя, безусловно, существуют исключения, связанные с предшествующей профессиональной деятельностью возрастных пенсионеров.

Вторым дифференцирующим признаком пришедших на обучение пенсионеров, можно назвать мотивацию, направленную нарасширение кругозора, осознание необходимости обретения нового опыта, целенаправленное изучение конкретных возможностей ИКТ. Самую многочисленную группу в соответствии с этим критерием представляют пенсионеры, которые понимают необходимость обретения новых знаний, в целях повышения социальной компетентности. Среди таких пенсионеров высок процент людей, занимающихся ранее интеллектуальным трудом.

Вторую группу составляют пенсионеры, испытывающие необходимость в удовлетворении потребности в общении, реализовать которую с возрастом становится сложнее. Осознание возможностей социальных сетей, сайтов предоставляющих госуслуги, разнообразие Интернет-ресурсов, формирует у пенсионеров четкое желание войти в сообществопользователейонлайн-сервисов и ресурсов.

Третью немногочисленную группу составляют люди, нацеленные на изучение конкретных возможностей ИКТ. Обычно необходимость изучения конкретных программ продиктована увлечениями пенсионера и поверхностной информированностью о возможности использования ИКТ-технологий в своем хобби, либо профессиональной необходимостью для работающих пенсионеров (часто руководители ставят вопрос ребром: либо обучение, либо увольнение).

Также невелик процент пенсионеров, которые идут обретать новые знания как самоцель. В этом случае могут преследоваться разные цели: занять себя чем-нибудь, привычка к интеллектуальному труду, определенный склад ума и т.п.

Большую сложность в обучении составляет группа, мотивированная на изучение конкретных приложений или сервисов, без понимания необходимости базовой подготовки. В этом случае приходится пробиваться через психологический барьер, построенный из желания минимизировать затраты на изучение нового «ненужного» материала и нежелания изучать что-либо, кроме интересующих тем.

Вне зависимости от групповой принадлежности пенсионеров процесс их обучения характеризуется рядом особенностей, которые необходимо учитывать при разработке образовательных программ:

1. Неприспособленность мелкой моторики к манипуляциям с компьютерными устройствами. Вследствие чего у обучающихся возникает много проблем при работе с манипуляторами, устройствами ввода-вывода, запоминающими устройствами (флеш-накопителями, CD- и DVD-дисками).

2. Синтетическое восприятие ИКТ технологий – зачастую слушатели не обращают внимания на детали столь специфичные при работе с компьютером, они не видят разницу между регистрами и раскладками клавиатуры, между кириллическими и латинскими символами, схожими по написанию, чтоособенно значимо при регистрации и аутентификации на сайтах сети Интернет и в операционной системе, не различают элементы интерфейса.

3. Особенности запоминания. Как правило, весь предыдущий опыт пенсионеров (особенно пожилых) мало связан с информационными технологиями, поэтому новая информация плохо ассоциируется и классифицируется мозгом. Дополнительно на процесс запоминания накладывает отпечаток и возрастные особенности памяти, естественные механизмы защиты от перегрузок. Однако это ни в коем случае не является препятствием к обучению: пожилые люди способны организовывать новые знания, если они ассоциированы с их жизненным опытом.

4. Стереотипность мышления. Мозг человека, оптимизируя свою деятельность, стремится к использованию шаблонов, которые накапливаются с возрастом и избавиться от которых становится сложно. Часто шаблоны мешают усвоению нового материала. Особо опасны шаблонные заблуждения относительно собственных способностей, когда человек ассоциирует себя с определенными возможностями, за пределы которых он не способен выйти. Другая проблема стереотипного мышления – невозможность привязать к имеющимся шаблонам новые знания, попытка формирования новых шаблонов на основе имеющихся представлений.

5. Боязнь новых технологий. Пенсионеры демонстрируют повышенную тревожность при обучении работе с новыми для них программными средствам и технологиям: им кажется, что они не справятся, у них не получится, они нанесут серьезный ущерб аппаратным и программным средствам. Информация о том, что темой следующего занятия будет новый программный продукт, может вызвать панический страх перед будущей неудачей и сетования на то, что тема сегодняшнего занятия пройдена ими на недостаточно хорошем уровне. При этом пенсионеры часто ссылаются на то, что они все забудут и уже практически все забыли.

6. Потребность в патронаже. До половины слушателей в группе в начале занятий ждут подтверждение правильности каждого своего действия со стороны преподавателя. Для этого они готовы ждать по 5-10 минут в надежде на внимание преподавателя, либо пытаются привлечь его различными способами. Часто это негативным образом сказывается на развитии самостоятельности и инициативности при освоении ИКТ.

7. Отсутствие базовых знаний в области информационной безопасности. У людей старшего возраста наблюдается тенденция автоматического переноса доверия к СМИ на доверие к информации в сети Интернет, непонимание современных ИКТ приводит к недооцениванию информационных рисков при работе с ПК, связанных с распространением персональных данных в сети Интернет, взломом компьютера или электронной почты, заражением вирусами и пр.

В процессе обучения людей старшего возраста основам компьютерной грамотности как в рамках гранта, так и в рамках курсов дополнительного образования были сформулированы и апробированы следующие пути решения означенных проблем и организации учебного процесса с данной категорией слушателей.

1. Для ликвидации стресса, связанного с боязнью новых технологий и ухудшением памяти у людей старшего возраста, рекомендуется использовать модульный подход, при этом разбивать новый материал на блоки небольшого объема и сложности, выстраивать логику изучения таким образом, чтобы достигался эффект взаимосвязи между отдельными элементами модулей при многократном их повторении. Например, при работе с электронной почтой можно повторить навыки работы с графическими и текстовыми редакторами, при изучении основных возможностей текстовых редакторов вновь обратиться к графическим, на каждом занятии отрабатывать навыки сохранения информации на внешние носители, указывать на сходство основных приемов информационного инструментария. При этом очень помогает отсылка к бытовому опыту слушателей – практически каждый мужчина старшего возраста умеет водить автомобиль, и практически каждая женщина умеет вязать. Как правило, делают они это хорошо и простое напоминание о том, что навыки компьютерной грамотности развиваются аналогично – через практический опыт и многократное повторение, помогают снизить стресс, связанный с изучением нового материала.

2. Для преодоления проблем синтетического восприятия информации необходимы упражнения, которые знакомят пользователей с элементами интерфейса, выделяя объекты и их элементы (например, отдельные окна и их системные кнопки, расположение окон относительно друг друга, определение активного окна). Не менее важны упражнения на дифференциацию регистров, раскладок, русскими и английскими буквами (особо полезны наборы текста, сочетающие разные языки и регистры букв; поиск в тексте букв или слов набранных на разных языках, похожими внешне буквами).

3. Незнание и непонимание базовых принципов работы ПК приводит к «оживлению» и излишней «интеллектуализации» компьютера. Пользователи пытаются с ним взаимодействовать используя стандартные шаблоны общения с живыми существами, часто полагая, что компьютер сам должен «додумать» или «доделать» за них ряд операций. Поэтому с самого начала нужно формировать представление о компьютере как об алгоритмическом исполнителе, не способном на инициативные действия.

4. Для облегчения восприятия новой информации необходима ее визуализация и наличие раздаточного материала. Безусловно, пенсионеры ведут свои собственные записи, но они часто оказываются неполными, подчас противоречивыми и малоинформативными (при переносе информации на бумажный носитель часто допускаются неточные воспроизведения команд, англоязычных слов, новых названий). Наличие видео и текстового сопровождения, которые позволят еще раз повторить действия по отработке определенного навыка существенно облегчает как восприятие новой информации, так и работу самого преподавателя, снижает градус страха перед новыми технологиями. При этом следует отметить, что раздаточный материал должен соответствовать возрасту обучаемых –иметь большой размер шрифта и подробные пояснения к иллюстрациям.

5. Проблема «патронажа» решается развитием самостоятельности и уверенности в работе с компьютером через понимание того, что пользователь, если он придерживается определенных правил работы, не сможет нанести непоправимый вред компьютеру или данным. Несколько несложных правил решает самые распространенные проблемы: всегда внимательно читать сообщения компьютера, сохранять документы при вносе большого количества изменений, перед началом выполнения сложных задач ознакомиться с инструкцией и возможными проблемами.

6. Для регистрации на разнообразных ресурсах сети Интернет и ликвидации проблем, связанных с информационной безопасностью, желательно подготовить информационную карту, которая будет универсальной для регистрации на любом ресурсе глобальной сети. Методически грамотным будет подготовить ее совместно со слушателями после изучения тем «Электронная почта», «Социальные сети», «ГосУслуги». Перед изучением темы «ГосУслуги», для демонстрации проблем, связанных с информационной безопасностью можно провести занятие с использованием кейс заданий.

Подводя итог сказанному, хотелось бы еще раз упомянуть известное всем выражение: «Никогда не поздно учиться», самое главное - поддержка обществом стремления пенсионеров быть активными и полноценными гражданами.

 

Список литературы:

1. Зыскина М.А. Геронтообразование как фактор самореализации лиц пожилого возраста // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 2.- C. 36-40.

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»