+7 989 669 15 15



ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ И ПУТИ РЕШЕНИЯ




Гатауова Мадина Рафхатовна,

доцент кафедры детских болезней, АО « Медицинский Университет Астана», г. Астана, Казахстан

В данной статье рассматриваются проблемы оценки контроля знаний по дисциплине «Детские болезни» для специальности «врач общей практики, предложены варианты итогового контроля с использованием клинических задач с учетом критериев ВОЗ (про-грамма ИВБДВ).

Ключевые слова: Ключевые слова: высшее образование,медицина,педиатрия,инновации,тестирование,Болонский процесс,врач общей практики (ВОП)/




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


В связи с интеграцией в Болонский процесс, образовательная деятельность Республики Казахстан регламентируется Законом «Об образовании», принятый 27 июля 2007 года, учитывающий международные стандарты в сфере образования [1]. Что касается подготовки студентов медицинских вузов по новым стандартам, конечно же проблемы есть, и решить их можно путем дальнейшего совершенствования качества работы, прежде всего преподавателей.

Не секрет, что, педиатрические факультеты закончили свое существование, как только Казахстан вошел в Болонский процесс. Наша Республика готовит педиатров из врачей ВОП по схеме: 5+1+2( год интернатуры и два года обязательной резидентуры по детским болезням), в связи с тем, что государство жестко мониторирует младенческую и детскую смертность.

По данным Министерства здравоохранения, уровень младенческой смертности на 1000 родившихся живыми в Казахстане снизился с 16,1 в 2009 году до 13 в 2012г. По информации межведомственной группы ООН, в период с 1990 по 2012 год включительно смертность детей в возрасте до 5 лет в Казахстане снизилась на 65%. Ведь показатель материнской и младенческой смертности рассматривается как один из критериев глобального индекса конкурентоспособности государства. Как сказал Эндрю Цейцель, «пополнение взрослого населения зависит от того, насколько здоровыми рождаются дети», а этот фактор во многом зависит от нас.

 В данное время медицинские вузы Казахстана работают по ГОСО-2006г. Дисциплина «Детские болезни» вошла в государственный образовательный стандарт и составляет 405 часов на 4 курсе и на 5 курсе 102 часа в виде дисциплины «Детские болезни в работе ВОП».

Педагогический контроль является неотъемлемой компонентой образовательного процесса, имеет значимость в любой технологии обучения, преследует различные цели и выполняет различные функции, определяющие формы контроля [2]. Итоговый контроль знаний на 4 курсе по дисциплине «Детские болезни» происходит в два этапа: в виде тестирования и в виде оценки практических навыков (ОСКЭ) на манекене(волонтер) либо стандартизированный пациент. Этот этап введен с целью повышения уровня компетенции врачей и обеспечения безопасности пациента, особенно в педиатрии, согласно лучшим международным практикам. Он не вызывает лишних вопросов, студенты прекрасно выполняют свои компетенции, предварительно отрабатывая практические навыки в учебно-клиническом центре. Преимущества метода: соблюдение принципов безопасности пациента; за короткий промежуток времени можно проэкзаменовать большое количество студентов; объективность метода. Так на нашем примере: в начале ноября этого года в течение 3 экзаменационных дней 220 студентов показали умение владеть компетенциями по дисциплине «Педиатрия» на 6 станциях. Общее время экзамена на данном этапе: 18 часов.

Что же касается первого этапа экзамена: тестирования, данный метод имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества: объективность тестового контроля, исключающая субъективные (часто ошибочные) оценочные суждения и выводы преподавателя, основанные на недостаточном изучении уровня подготовки студентов или предвзятом отношении к некоторым из них; единство требований ко всем испытуемым, вне зависимости от их прошлых учебных достижений и т.д. [2].

Но для того чтобы тестовое задание было идеальным, необходимо следующее:

  • высокая квалификация врача-педагога
  • высокая надёжность тестового контроля, позволяющая говорить о полноценном педагогическом измерении уровня обученности;
  • высокая содержательная валидность тестового контроля, основанная на включении всех дидактических единиц программы обучения в задания теста.

При проведении анкетирования среди студентов об их отношении к тестированию как формы контроля, 81.2% студентов ответили, что данный метод не развивает клиническое мышление и не дает возможность отстаивать свою точку зрения. Мы предлагаем следующий подход при проведении итогового контроля «Детские болезни».

  1. Тестирование - допуск на экзамен.
  2. Решение проблемных клинических задач.
  3. Оценка практических навыков

Например, Задачи с недостающими исходными данными, для решения которых нужно получить дополнительные сведения из анамнеза заболевания, инструментальных и лабораторных исследований с элементами тестирования [3,4]. Только при этих самостоятельно полученных студентом значимых данных возможно осуществить диагностику и назначить лечение.

Пример ситуационный задачи клинической

Дисциплина: детские болезни. Проблема - органы дыхания

Цель: выявить причину обструктивного синдрома у ребенка, назначить план лечения.

Ситуационная задача: У ранее здорового годовалого младенца появился насморк, чихание и кашель в течение 2х дней. У двух других членов семьи были подобные симптомы. Четыре часа назад кашель ухудшился. На медицинском осмотре, у него умеренная дыхательная недостаточность с раздуванием крыльев носа, расширение грудиной клетки и легко слышимое свистящее дыхание без хрипов.

Вопросы.

1. Наиболее вероятный диагноз:

А. Бронхиолит

Б. Вирусный круп

В. Астма

Г. Эпиглоттит

Д. Дифтерия

 

2. Наиболее вероятным агентом, ответственным за состояние ребенка в предыдущем вопросе:

А.Золотистый стафилококк

Б. Гемофильная инфекция

В. Коринебактерии дифтерии

Г. Респираторно-синцитиальный вирус
Д. Эховирус

 

3. Ваш предварительный диагноз и тактика лечения?

 

Ответы 01-а, 02-г.

1. Из данных вариантов, бронхиолит является наиболее вероятным, хотя астма, коклюш и бронхопневмония являются также возможными. Наличие в семейной истории болезни верхних дыхательных инфекций, предыдущих заболеваний верхних дыхательных путей пациента, и признаки внутригрудных обструкций дыхательных путей делает диагноз бронхиолита более вероятным. Вирусный круп, эпиглоттит и дифтерия не подходящий выбор, потому что нет никаких признаков внелегочных обструкций дыхательных путей. Бронхиолит - это вирусная инфекция нижних дыхательных путей, которая обычно тяжело протекает у младенцев раннего возраста, характеризуется сезонным повышением частоты случаев и при которой нарушается проходимость нижних дыхательных путей и возникает астмоидное дыхание.

2. Наиболее вероятной причиной заболевания является респираторно-синцитиальная инфекция. Другие вирусы, такие как вирус парагриппа и аденовирус, также могут вызвать бронхиолит.

Диагноз

При физикальном обследовании выявляются следующие типичные проявления бронхиолита по ИВБДВ: [5]

  • проявления астмоидного дыхания, не устраняемые тремя последовательными дозами быстродействующих бронхолитических средств;
  • расширение грудной клетки с усилением перкуторного звука;
  •  втяжение нижней части грудной клетки;
  • мелкопузырчатые или сухие хрипы при аускультации легких;
  • нарушение сосания и питья из-за расстройства дыхания.

Лечение – кислород (через назальную вилку или назальный катетер) +купирование бронхообструктивного синдрома согласно программе ИВБДВ.

 Таким образом, педагоги медицинских вузов должны владеть современными подходами к обучению и воспитанию специалистов нового типа, глубоко образованных, творчески мыслящих и адаптирующихся к динамическим изменениям современного мира, а также гармонично сочетать методы традиционного обучения с активными методами и ориентацией на конечные результаты.

 

Список литературы:

1.        Об образовании: Закон Республики Казахстан № 319-III // Казахстанская правда. – 2007. – № 127. – С. 3-6.

2.        Щербинина И.А. Интеграция традиционного контроля и компьютерного тестирования как средство повышения эффективности обучения в вузе: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08/ Щербинина И.А.; – Владивосток, 2007. –165с.

3.        Артюхина А.И. Интерактивные методы обучения в медицинском вузе. / Артюхина А.И., В.И. Чумаков.– Учебное пособие.- Волгоградский государственный медицинский институт.- 2011. – 32 с.

4.        Горшунова Н.К. Инновационные технологии в подготовке врача в системе непрерывного профессионального образования / Н.К. Горшунова // Фундаментальные исследования. – 2009. – № 2 – стр. 86-88

5.        Оказание стационарной помощи детям. Руководство по ведению наиболее раcпространенных заболеваний в условиях ограниченных ресурсов. Карманный справочник. ВОЗ. Европейское региональное бюро.- Дания.- 2006г.- С.399

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-117
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 января 2018 г.
P-415
Направления: педагогика,психология
Прием материалов 25 января 2018 г.
E-117
Направления: социология,экономика
Прием материалов 25 января 2018 г.