В рабочий учебный план направления подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность» включена дисциплина «Теория горения и взрыва», цель освоения которой – формирование системы знаний, необходимых для последующего восприятия понятий критериев пожаро- и взрывоопасности.
На практических и лабораторных занятиях обучающийся должен приобрести навыки проведения расчетов и практических испытаний. Для этого необходимы специальные программные комплексы, установки, приборы и другие средства.
Для проведения экспериментальных работ необходимо дорогостоящее оборудование, например, для определения теплоты сгорания вещества или материала используют калориметрическая установка, которая включает калориметр, калориметрическую бомбу, кислородный баллон, редукторы, манометры и термометры; для количественного и качественного анализа состава дымовых газов применяют хроматограф; для исследования течений в пламени – мультипараметрические лазерные умеренно скоростные и высокочастотные системы в совокупности с высокоскоростной видеокамерой; для определения горючести материала – бессквозняковые камеры сжигания [1].
Проблема материально-технического обеспечения дисциплины может быть решена средствами информационных, мультимедийных технологий. Для усвоения и закрепления теоретического материала безусловными «помощниками» являются электронные учебники, созданные на различных платформах; тестовые системы (как в он-лайн режиме, так и автономном) и, конечно, электронные библиотечные системы.
Для приобретения практических навыков во многих вузах России обучающимся предложены различные тренажеры, виртуальные лабораторные комплексы, имитирующие реальные явления и требующие соблюдения последовательности этапов выполнения работы. Более перспективным представляется использование виртуальной реальности, позволяющей контактировать обучающемуся с виртуальной средой и при необходимости корректировать действия. Для отработки навыков различных расчетов также существуют виртуальные программы, позволяющие делать подбор условий, выбор той или иной формулы и т.д. [2].
Приобретаемые знания и умения необходимы при оснащении лабораторий, цехов на предприятиях, других производственных помещений, при организации эффективной ликвидации пожаров, взрывов и их предупреждения, а также при обоснованном выборе пожаротушащих средств.
Список литературы:
1. Ермакова Н.В., Нагорный Р.В., Апатьева К.В. Аспекты освоения дисциплины «Теория горения и взрыва» [Электронный ресурс] // AUDITORIUM, – 2016. – №3(11). – Режим доступа: http://auditorium.kursksu.ru/index.php.
2. Калюжина Ж.С., Васильев С.А. Аспекты создания виртуальных лабораторных работ по дисциплине «Теория горения и взрыва» [Электронный ресурс] // Вестник Санкт-Петербургского университета государственной противопожарной службы МЧС России: научно-аналитический журнал, – 2014. - №2. – Режим доступа: http://vestnik.igps.ru/?page_id=813.